Отзыв научного руководителя о выпускной квалификационной работе обучающегося СПбГУ Чжан Цзинцзин по теме: «Языковая репрезентация эмоций в произведениях Н. А. Тэффи (на материале рассказов о детях и подростках)» В современной коммуникации роль эмоций возрастает, важное значение эмоции имеют и в идейно-смысловом пространстве художественного текста. Рассказы Н.А. Тэффи о детях представляют особый интерес с точки зрения языкового воплощения эмоций и приближают нас к пониманию детской психологии в целом. На рубеже ХХ–ХХI вв. наблюдается возрастание интереса к творчеству Тэффи. Немало рассказов этого автора входят в учебные пособия и хрестоматии по чтению для иностранцев и являются хорошей основой для знакомства с русским менталитетом и культурой. В связи с этим тема выпускной квалификационной работы Чжан Цзинцзин, посвященная описанию языковых средств выражения эмоций в рассказах о детях и подростках Н. А. Тэффи, представляется важной и актуальной. Структура исследования логична и обоснована, исследование написано грамотным русским языком. Первая глава представляет собой достаточную теоретическую базу для дальнейшего практического исследования. Автор подробно рассматривает понятия «эмоциональность» и «эмотивность», анализирует различные классификации эмоций с точки зрения психологии и лингвистики. Чжан Цзинцзин описывает фонетические, лексико-грамматические и синтаксические средства выражения эмоций, рассматривает их роль в смысловом пространстве художественного текста. Автор демонстрирует умение ориентироваться в современных лингвистических и психологических исследованиях в области выражения эмоций, творчески анализировать научные концепции и формулировать собственную точку зрения. Все ключевые положения, ставшие основой для анализа в практической части, формулируются и находят отражение в выводах первой главы. Во второй главе Чжан Цзинцзин детально описывает лексико-семантическое поле «Эмоции и чувства детей и подростков» в рассказах Н.А.Тэффи. Автор приходит к выводу, что указанное ЛСП представлено разнообразными лексемами, которые различаются как на грамматическом уровне, так и на уровне дифференциальных сем. Подробно описан количественный состав и семантика указанных лексем, рассмотрены языковые средства прямого и косвенного выражения эмоций. Проведенный анализ и полученные выводы являются убедительными и обоснованными. Автор показывает умение работать с лингвистическим материалом, демонстрирует способность руководствоваться на практике теоретическими положениями, обозначенными в первой главе. Чжан Цзинцзин следует чёткой методике анализа, совмещая анализ лексикографический и контекстуальный. Характерной особенностью второй главы является детальность исследования материала, что позволяет сделать интересные выводы. В целом анализ проведён качественно, добротно, поставленные цели и задачи выполнены. Результаты исследования могут найти применение при разработке монографий и пособий по чтению художественного текста в аспекте русского языка как иностранного, а также при создании материалов для практических занятий по чтению и литературе. Анализ отчета о наличии в работе неправомерных заимствований (плагиата) показал, что таковых в работе нет. Процент текстовых заимствований в работе Чжан Цзинцзин – 24 %. В качестве таких заимствований помечены текстовые соответствия, которыми являются: 1) Стандартные фразы введения к работе; 2) Названия литературных произведений, из которых взяты примеры для исследования, а также сами примеры, приведенные со ссылкой на источник; 3) В отдельных случаях – сами цитирования, после которых даны ссылки на источники. Выпускная квалификационная работа Чжан Цзинцзин ««Языковая репрезентация эмоций в произведениях Н. А. Тэффи (на материале рассказов о детях и подростках)» является самостоятельным завершённым исследованием, соответствующим к требованиям, предъявляемым к работам подобного рода, обладающим научной новизной, теоретической и практической значимостью, и заслуживает высокой положительной оценки. «27» мая 2022 г. ____________ К.п.н., ст. преподаватель, Кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания СПБГУ Усенко Ирина Юрьевна