Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу Елизаветы Владимировны Семенской «Особенности интертекстуальной игры в поэзии В. Высоцкого как ключ к пониманию поэтической системы автора» Выпускная работа Елизаветы Владимировны Семенской посвящена актуальной проблеме изучения интертекстуальности творчества Высоцкого – одного из наиболее заметных русскоязычных поэтов XX века. Тема интертекстуальных связей в поэзии Высоцкого часто поднимается в научных работах. Однако Елизавета Владимировна убедительно демонстрирует, что большинство подобных исследований «носит характер «заметок на полях»» (с. 9), их авторы лишь «выявляют эпизодические переклички» (там же). Елизавета Владимировна же стремится даже не столько систематизировать уже найденные предшественниками интертекстуальные связи, сколько описать функциональную нагрузку чужого слова в художественной системе поэта. В связи с этим автор работы рассматривает, как в творчестве Высоцкого функционируют разные виды интертекстуальных связей, отличающиеся друг от друга по степени «конкретности» (с. 3), «явности» (с. 4) и значимости в рамках произведения (там же). Елизавета Владимировна демонстрирует, что вне зависимости от того, говорим ли мы о топосе, мотиве, прямой или искаженной цитате, общий принцип работы Высоцкого с чужим словом схож: поэт всегда не просто заимствует некий «готовый» смысл, но переосмысляет текст или традицию, к которой обращается, заставляет подтекст функционировать неожиданным образом. Конечно, можно предположить, что подобное мы видим в творчестве любого большого поэта, но, как следует из логики исследования, у Высоцкого такой подход к чужому слову оказывается функционально связан с тем, как поэт выстраивает своего лирического героя. Елизавета Владимировна пишет о том, что часто за, казалось бы, маской, ролью читатель/слушатель может различить черты как будто бы единого лирического героя, проходящего через многие произведения автора: «Лирический герой может быть прикрыт «маской», принимая, например, образ волка или альпиниста, однако он опознаётся по таким чертам, как романтическая исключительность, стремление к преодолению земной суеты, профанных установок во имя мира идеального, расположенного реально или метафорически за пределами обыденного круга жизни» (с. 53). И когда мы, например, обращаемся к стихотворению «Мой Гамлет», мы обнаруживаем, что герой стихотворения, хотя и связан с шекспировским персонажем, в не меньшей степени напоминает традиционного лирического героя Высоцкого. Таким образом, как отмечает автор работы: «сама фигура Гамлета объединят в себе и «вечный тип», и ролевого героя, выведенного из литературных претекстов Шекспира и Пастернака, и ипостась лирического героя – поэта, ищущего ответы на философские вопросы». Итак, Высоцкий раз за разом обращается к чужому слову, но постоянно переосмысляет его и заставляет работать по правилам текста самого Высоцкого – и то же самое мы видим в логике обращения Высоцкого к ролевой лирике: автор не столько погружается в роль, сколько переосмысляет ее, находит в маске что-то близкое самому автору, какие-то черты, характерные для его лирического героя. Представляется, что обнаружение подобного сходства в, казалось бы, очень разных аспектах поэтики Высоцкого позволяет по-новому взглянуть на поэзию этого автора как на цельную эстетическую систему. В заключение стоит отметить, что Елизавета Владимировна стабильно работала над диссертацией на протяжении всех двух лет обучения в магистратуре. При этом выбранная тема весьма обширна, материала было наработано очень много, и не весь он вошел в итоговый вариант диссертации. И если уж говорить о возможных недостатках работы – в том виде, в каком она была вынесена на защиту – можно сказать, что для большей убедительности всех выводов можно было бы большее количество текстов Высоцкого привлечь для детального анализа (а значит, рассмотреть, скажем, больше разных топосов и мотивов), но, представляется, что, если бы это было сделано, перед нами была бы не магистерская, а минимум кандидатская диссертация. Баранов Дмитрий Кириллович, к.ф.н., старший преподаватель кафедры истории русской литературы СПбГУ Спб., 31.05.2022