Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования САНКТ-ПЕТЕРУБРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Уровень образования: магистратура Направление 41.04.05 «Международные отношения» ОТЗЫВ на магистерскую диссертацию «Влияние интернационализации образования КНР на «мягкую силу» страны» магистранта Хэхуа Юань Научный руководитель: Тамара Сергеевна Немчинова, доцент, канд. полит. наук СОДЕРЖАНИЕ ОТЗЫВА 1. Оценка качества работы: № п. п. Критерии оценки (проверяемые компетенции) Баллы оценки: Комментарии к оценке (обязательны для тех критериев, по которым есть замечания) 1. Актуальность проблематики 5 2. Корректность постановки цели, взаимосвязанность цели и задач 4,5 3. Степень разработанности источниковой базы и качество критики источников 4 4. Полнота и разнообразие списка использованной литературы и источников 5 5. Соответствие методов исследования поставленной цели и задачам 4,5 6. Соответствие результатов ВКР поставленной цели и задачам 4,0 7. Качество оформления текста 4 8 Личностные характеристики выпускника при выполнении работы 5 Средняя оценка: 4,6 2. Заключение/рекомендации членам ГЭК: Выпускная квалификационная работа, подготовленная Хэхуа Юань к защите, посвящена малоисследованной в российской политической науке теме: влиянию интернационализации образования на «мягкую силу» страны на примере Китая. Данная тема актуальна не только в академической сфере, но и в реальной политике. Сформированная мировым сообществом интернациональна среда образования влияет на внешнюю политику государства. Учитывая мировые тренды – академическую мобильность студентов, глобальную роль английского языка, научные коллаборации, цифровизацию обучения, государство выстраивает образовательную политику так, чтобы образовательная система стала привлекательной для иностранных студентов, а во внешней политике применяет инструменты публичной дипломатии, реализуя концепцию мягкой силы. В связи с этим речь идет о реформировании образовательной системы, которая будет менять ценности, культуру, производить новые элиты для новой экономики, будет конкурентоспособной. Именно об этом работа Хэхуа Юань. Стремление интегрировать национальную систему высшего образования в мировые образовательные процессы характерно для большинства государств мира. Качественная национальная система высшего образования дает надежду на экономический рост, трудно представить себе развитую экономику, не опирающуюся на хорошо подготовленных специалистов. Глобальная среда помимо вызовов, предоставляет возможность для образовательной системы применять лучший опыт, практики и образовательные идеи разных стран. С одной стороны, правительство страны само определяет, какими практиками воспользоваться для построения собственных образовательных институций. С другой стороны, глобальные образовательные процессы неотделимы от политических, и ведущие мировые акторы по-прежнему диктуют свои правила и уже не только в политике, экономике, но в «мягкой» сфере, то есть в образовании, науке и культуре. Встраиваясь в глобальный процесс интернационализации образования, государство стремится улучшить свое благосостояние, привлекая абитуриентов на обучение в высшие учебные заведения и затем встраивая высококвалифицированных специалистов в национальный рынок труда, а также получая прямые доходы от продажи образовательного продукта или косвенные от продажи услуг, необходимых иностранцу для проживания в стране: аренда жилья, покупка одежды и продуктов, развлекательные услуги и другое. Показателем успешности университета в интернационализации является место в мировом рейтинге. Это своеобразный ориентир для международной деятельности университета и страны в целом, а также привлекательный или имиджевый ориентир для абитуриентов, выбирающих место обучения. Несмотря на то, что в мире насчитывается более 15 тыс. высших учебных заведений, внимание привлечено к положению в рейтингах топ-100 университетов, составляющих менее 1% от общего количества высших учебных заведений. Таким образом, интернационализация – стратегическое направление деятельности образовательных учреждений на международной арене. Национальную стратегию разрабатывает государство, а университеты, являясь полноценными субъектами международной деятельности, реализуют данную стратегию. Университет мирового класса как конечный продукт национальных программ повышения конкурентоспособности, формирует международный престиж государства и приносит ощутимый доход стране. В данной исследовательской работе Хэхуа Юань разрабатывает кейс Китайской Народной Республики, рассматривая формирование образовательной системы и образовательной политики сквозь призму выше указанных трендов. Изучение вопроса опирается на большой массив источников и литературы, в том числе на китайском и английском языках. Структура работы представляется логичной и соответствует цели и задачам исследования. Первая глава имеет теоретический характер и посвящена концептуализации исследования и операционализации таких важных понятий, как «интернационализация образования», «мягкая сила», «публична дипломатия» и др. Хорошая теоретическая часть. Подробно рассмотрены все концепции. Во второй и третьей главе Хэхуа обращается к анализу эмпирических данных. Полученные результаты и сформулированные выводы также соответствуют поставленной цели и задачам, логичны, носят обоснованный характер, имеют исследовательскую и практическую значимость, могут стать основой для дальнейших исследований. Работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам программы магистратуры, может быть успешно защищена перед ГЭК. Рекомендованная оценка: 5 (отлично). «14» июня 2022 г. Т. С. Немчинова