Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу аспиранта Ли Тяньюня «Будущее человечества в философском мировоззрении Ф. Достоевского» В работе Ли Тяньюня была поставлена и решена актуальная научная задача. Исторические воззрения Ф.М. Достоевского еще остаются слабо изученной проблемой. В то же время философские взгляды Достоевского имели огромное значение для развития русской философии в конце XIX и начале ХХ века; в этом смысле настоящее исследование очень важно для более ясного понимания истории русской философии, особенно в ее наиболее сложной и дискуссионной части — в представлениях об истории и будущем человечества. В работе Ли Тяньюня показано, что первостепенное значение для формирования взглядов Достоевского имели споры западников и славянофилов по поводу исторического предназначения России, имевшие место в середине XIX века. Хотя в произведениях Достоевского не так много фрагментов, в которых речь прямо идет о философии истории, Ли Тяньюнь выделяет несколько ключевых фрагментов из романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы» и на их основе дает ясную реконструкцию взглядов Достоевского относительно смысла исторического развития человечества. В работе показано, что их основной смысл может быть выражен с помощью концепции всеединства, т. е. в виде представления о последовательном движении человечества к «синтетическому», «слитному» состоянию, в котором отдельные личности соединяются в духовно-материальное целое и при этом одновременно соединяются с мирозданием. Как показано в диссертации, принципиальное значение для такой интерпретации исторических воззрений Достоевского имеет рассказ «Сон смешного человека» из «Дневника писателя» за 1877 год. Важным элементом работв Ли Тяньюня является доказательство неразрывной связи исторических воззрений Достоевского с его неортодоксальными представлениями о бессмертии как продолжении земной жизни человека в новой форме, но в том же земном мире. Анализ историй главных героев Достоевского: Раскольникова, князя Мышкина, Ивана Карамазова, Ставрогина, Кириллова, помогает Ли Тяньюню наглядно показать, что те герои, которые верят в бессмертие, одновременно верят и в благое будущее человечества и готовы все силы отдать на приближение этого будущего — именно потому, что они через идею бессмертия представляют свое участие в этом будущем. Если же герой не обладает верой в бессмертие, он не может отдавать всю свою жизнь служению человечеству и его будущему, в этом случает он хочет решить все нравственные и социальные проблемы в пределах своей ограниченной жизни — это очень опасная тенденция, поскольку она требует радикальных мер, как это показывает пример Раскольникова. Еще одной важной и новой идеей, которую диссертант выявляет в творчестве Достоевского, является мысль о возможности разных вариантов бессмертия: позитивного и негативного. Как доказывает Ли Тяньюнь, последний вариант демонстрирует Ипполит Терентьев из романа «Идиот». Анализ его истории в диссертации показывает, что негативный вариант понимания идеи бессмертия, т. е. представление о более абсурдном, чем сейчас, земном существовании после смерти, ведет героя к историческому пессимизму, к отрицанию возможности благого будущего для человечества. В целом можно констатировать, что в работе Ли Тяньюня сделан важный новый вклад в исследование русской философии второй половины XIX века, выявлены характерные особенности понимания истории и будущего человечества во взглядах Достоевского. Работа показывает хорошее знание автором литературы по теме, умение ставить и решать сложные научные проблемы. Работа может быть оценена очень высоко. Научный руководитель, доктор философских наук, профессор кафедры русской философии и культуры Института философии СПбГУ Евлампиев Игорь Иванович