Отзыв о выпускной квалификационной работе ЦАО Шуопэна на тему «Концепты «ПОДВИГ» и «ЖЕРТВА» в современном художественном тексте (Д.Гранин «Мой лейтенант»)», ООП: ВМ.5621. «Русский язык» по направлению 45.04.02 «Лингвистика» Работа Шуопэна Цао над ВКР складывалась непросто. Сначала магистрант увлекся вопросами концептологии и лингвокультурологии, но затем стали возникать трудности с освоением теоретических вопросов, связанных с темой ВКР, сбором материала исследования. Ситуация осложнилась и отрывом магистранта от языковой среды из-за пандемии, что ослабило владение русским языком. Все это не позволило завершить работу над ВКР в прошлом году. После восстановления работа над ВКР стала более интенсивной и продуктивной и Шуопэн смог выйти на защиту. В целом поставленные во введении задачи Шуопэну решить удалось. Материал исследования репрезентативен: магистрант выявил в публицистическом подкорпусе НКРЯ (2000-2021 гг.) и описал 545 вхождений экспликантов концептов «подвиг» и «жертва». Первая и вторая главы отражают знакомство с литературой вопроса, умение работать с базой данных и со словарями. В отличие от освоенных принципов анализа материала синтез полученных результатов в выводах к главам получился слабее. Глава 3 является самой важной для раскрытия темы ВКР. Требовалось не только выявить 480 контекстов, в которых представлены слова подвиг и жертва, их синонимы и ассоциативно связанная с ними лексика, но и соотнести описание собранного материала с особенностями романа Д. Гранина. К сожалению, материал во многом описан схематично и поверхностно: характеристика особенностей экспликации концептов в романе ограничено краткой характеристикой контекста введения описанных слов, количественными показателями (это сильная сторона работы) и указанием на главы, в которых встречается проанализированная лексика. Шуопэну не хватило обращения к литературе, освещающей особенности лексического анализа художественного текста, статей литературоведов, критиков и лингвистов, занимавшихся творчеством Д. Гранина, а без этого сложно квалифицировать специфику использования художником анализируемой лексики. Ведь за текстом стоит определенный субъект сознания, динамично осмысливающий реалии войны. Третьей главе не хватило времени и сил магистранта, чтобы убрать опечатки и грамматические ошибки. В итоге работа, на мой взгляд, получилась. ВКР соответствует направлению подготовки и программе «Русский язык». Шуопэн приобрел навыки лингвистического анализа, работы со словарями, систематизации собранного материала. К защите представлено законченное структурированное исследование, которое может быть положительно оценено. 04 июня 2022 г. Научный руководитель, к.ф.н., доцент С. В. Вяткина