ОТЗЫВ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ на выпускную квалификационную работу Хадышьян Дарьи Георгиевны «Язык боди- арта и его переосмысление: на пути к виртуальной телесности». Выпускная квалификационная работа Дарьи Георгиевны Хадышьян посвящена крайне актуальной теме – переосмыслению языка боди-арта в эпоху виртуальной реальности. Обращение к этому сюжету сегодня, когда в культуре заново пересматривается само представление о телесности, кажется особенно важным. Источником вдохновения для исследования Дарьи Сергеевны стала работа Мориса Мерло-Понти «Видимое и невидимое», основные положения которой рассматриваются во введении. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении автор выпускной квалификационной работы задает фундаментальные для критического анализа боди-арта вопросы: «Может ли язык телесных практик рассматриваться, как поэтический текст? И если да, то каковы законы его синтаксиса, функции художественных приемов? Случайны ли они или продиктованы тематикой и общей семантикой произведения? Каким образом происходит отбор этих приемов? Универсален ли он?» (с.6). В первой главе «Телесность духа и материя тела» анализируется культурный и социально-политический контекст возникновения боди-арта, и то, как художники в рамках телесных практик проявляют механизмы конструирования расовой и гендерной идентичности. Одним из принципиальных моментов в тексте исследования становится возникновение перформанса (по принципу отрицания и пересмотра основных ценностей) из теории и практики предшествующего ему абстрактного экспрессионизма. В первой главе описываются художественные практики, представляющие тело как поэтический текст, обращающиеся к ритуалу и телесной психотерапии и к практике телесных травм на примере творчества Ивонны Райнер, Вито Аккончи, Мэри Бет Эдельсон и Джины Пэйн. Во второй главе «Раздробленное тело: части в отсутствии целого» показывается, какое влияние оказало возникновение видео искусства на боди-арт. Развивая положения фундаментальной для теории видеоарта статьи Розалинды Краусс «Видео: эстетика нарциссизма» (1971) Хадышьян анализирует динамику развития видеоискусства с точки зрения взаимоотношения тела художника и камеры на примере произведений Вито Аккочни и Сади Беннинг. На основании теории «мужского взгляда», предложенной теоретиком кинематографа Лорой Малви, и ее критики Юлией Кристевой, автор исследования рассматривает искусство швейцарской видеохудожницы Пипилотти Рист. Третья глава «Эфемерное тело: чувствуя время, осязая звук, ощущая пространство» посвящена творчеству Билла Виолы и подробному анализу первой масштабной персональной выставки художника в России «Путешествие души», прошедшей в 2021 году в ГМИИ имени А.С. Пушкина в Москве. В четвертой главе «Тело будущего: вплотную к виртуальной телесности» анализируется взаимодействие боди-арта и новых медиа. Отправной точкой служит ставшая классической для этой проблематики статья «Манифест киборгов» (1985) Донны Харауэй. На примере проекта Моники Фляйшман, Вольфганга Штрауса и Кристиана А. Бон «Жидкие виды» рассматривается развитие темы нарциссизма. Обращаясь к творчеству Стеларка Хадышьян описывает его стратегию как поиски «возможностей «альтернативной анатомии тела», способного соответствовать машине» (с.60). Выпускная квалификационная работа Дарьи Георгиевны Хадышьян отличается безусловной оригинальностью. Она написана хорошим литературным языком и основана на глубоком знании теоретического и практического материала. Несмотря на то, что по формальным характеристикам текст напоминает скорее развернутую научную публикацию, что в свою очередь свидетельствует о широкой научной эрудиции автора, он может оценен по самым высоким меркам. Впускная квалификационная работа отвечает всем требования ГАК и заслуживает высшей оценки. Туркина Олеся Владимировна, доцент кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств СПбГУ, кандидат искусствоведения