Рецензия на квалификационную работу студентки IV курса, очного отделения (специальность «журналистика») факультета журналистики ВШЖ и МК СПбГУ Алиевой Айнуры Габибовны на тему: Развитие телевидения в период перестройки: легенды и уроки Научный руководитель: Маевская Марина Игоревна, доцент, кандидат филологических наук. 1. Актуальность темы дипломной работы А. Алиевой не вызывает сомнений. Предпринята попытка исследовать и проанализировать особенности формирования и функционирования отечественного телевещания в 1985-1991 гг. Конкретный предмет исследования: телевизионные программы новых форматов и жанров, выходившие в эфир на Центральном и Ленинградском ТВ в период Перестройки. Выявление специфики телевизионных программ периода 1985-1991 гг. придаёт ВКР определённую научную новизну. Исследование оригинально и в связи с тем, что основной акцент делается на анализ «знаковых перестроечных» программ, разбирается «технология» их производства, автор взял интервью у некоторых непосредственных авторов творческих проектов Ленинградского ТВ. В работе впервые даны психологические портреты телеведущих. 2. В дипломной работе в качестве общей цели выдвинуто – «… выявить уроки телевидения периода перестройки и проследить его влияние на современные тенденции в тележурналистике». Цель реализовывается через решение 3-х задач: 1. выявить общие закономерности и особенности развития телевидения в период перестройки. 2. определить, какую роль в этом процессе сыграли исторические события 1985-1991 гг. 3. определить формы и методы работы телевизионных журналистов периода перестройки, оказавших влияние на современное телевидение. 3. Структура работы А. Алиевой построена по классической схеме (от общего к частному, единичному). 1-я Глава («Особенности развития нового телевидения в период перестройки (1985-1991 гг.)» (С. 5 - 30) является своеобразным «исторической основой», вводящей нас в контекст процессов в советском ТВ периода Перестройки. Но кстати, забегая вперёд, заметим, что она менее интересна и оригинальна. Дипломница вслед за известными исследователями (С.Н. Ильченко, В. В. Егоровым и др.), опираясь на их труды (и, к её чести, ссылаясь на них), описывает уже описанное. Но, стоит признать, без описания этого контекста нельзя было обойтись. 4. Основную смысловую нагрузку несёт более оригинальная 2-я Глава («Телевизионные программы как медиаявление перестроечного периода»), где собственно автор, наконец, приступает к своим анонсированным объекту и предмету исследования. В Главе 3 параграфа, название последнего («Легенды и уроки периода перестройки») чуть ли ни дословно воспроизводит название всего дипломного сочинения (что, заметим, не совсем хорошо смотрится в плане Структуры и логики изложения). Впечатление от этого самого ценного нового материала двоякое. С одной стороны, проделана трудоёмкая работа. Проанализировано более десятка тв-программ. Некоторые результаты анализа даются в сводных авторских таблицах (это необычное решение). С другой стороны, некоторые «определения» в этих самых таблицах – небесспорны. Например, в Таблицах 3. и 4. «Психологические портреты телеведущих…», на наш взгляд, чересчур «схематизированы» личности ведущих, а «психологические характеристики» слишком упрощены. 5. Однако в целом, автор ВКР решил выдвинутые задачи и пришёл к верным выводам. А. Алиева констатировала и доказательно проиллюстрировала настоящую «инновационную революцию» на советском «перестроечном» ТВ, которая сопровождалась настоящим «шквалом» новых проектов. Вместе с тем, в «уроках» этой «революции» верно обозначены злободневные и сегодня проблемы журналистской этики, «коммерциализации информации», «персонификации информации» (и её пределы) и др. 6. В заключение хотелось бы указать на некоторые отдельные технические («исполнительские») недостатки: - тексты авторских интервью (с В. Г. Осинским, Г. М. Нечаевой) не вынесены в «Приложения» (как это принято, с последующими ссылками на них и цитированием из них), а даются целиком прямо внутри научно-исследовательского текста дипломного сочинения (хотя, о таком решении можно спорить); - Список источников и литературы оформлен неправильно. Почему-то «Источниками» названа попросту «исследовательская литература» (которая и должна быть указана в разделе «Литература»). В то же время действительно «источниками» для автора явно являлись выпуски анализируемых программ (они заявлены в Аннотации к ВКР как «эмпирический материал» исследования), но они даже не названы в «источниках», а в разделе «Видеоматериал» приводятся только 3 документальных фильма. Статьи из периодических изданий приводятся почему-то отдельно в разделе, названном странно - «Печатные издания» (надо полагать, вместо «Периодические издания»), в то время как - это тоже «литература» по теме; - наконец, встречаются (правда, в 1-2 местах) явные описки, которые носят забавный характер, например, встречается некая «коммунистическая партия ЦК КПСС». (С. 2, 8). 7. Но воздадим должное – А. Алиева проделала кропотливую, большую работу по анализу самых знаковых «телевизионных проектов» периода Перестройки! Собранный эмпирический материал может пригодиться самому автору и другим студентам для дальнейших исследований. Словом, тему можно развивать и далее, данная ВКР –заслуживает «положительной оценки». Рецензент: Ущиповский Сергей Николаевич доцент, кандидат филологических наук. 20.05.2016