Отзыв на выпускную квалификационную работу «Формирование игрового клана в “анархическом” социальном пространстве online (на примере сервера 2B2T игры Minecraft)» Иоста Ивана Выпускная квалификационная работа И. Иоста посвящена изучению отношений и взаимодействий, складывающихся в рамках видеоигры, а точнее формированию игровых кланов в онлайн-пространстве игры Minecraft. Эта работа продолжает проблематику исследований, которая на сегодняшний день становится все более востребованной у отечественных специалистов. У нас активно формируется такое направление исследований, как game studies. Например, существует Московский центр исследования видеоигр и Лаборатория исследования компьютерных игр в Санкт-Петербурге, в рамках которых проводятся семинары, конференции, публикуются научные работы по этой тематике. Данная ВКР, выполненная с позиций социологии и социальной антропологии, несомненно, вносит нечто новое в изучение видеоигр. ВКР И. Иоста состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений, в которых представлен гайд и транскрипт одного интервью. Автор работы показывает, что исследование отношений в виртуальном пространстве может представлять определенную проблему для исследователя, так как есть трудности при использовании традиционного метода участвующего наблюдения. Игроки носят никнеймы, вместо лиц аватары, а их возраст доподлинно неизвестен. Но представляется все же, что в основном такими играми в нашей стране увлекается молодежь. В таких условиях большую роль играет проведение интервью, на чем сосредоточился И. Иост. Кроме этого, он провел контент-анализ крупнейшего сообщества сервера 2b2t в социальной сети “ВКонтакте”. В теоретическом плане рамки этого исследования широко можно определить как цифровую антропологию, хотя в ее рамках занимаются самыми разными вещами. Выполненная ВКР, несомненно, носит довольно нестандартный характер и представляет определенный интерес с точки зрения вклада в game studies. Игру автор определяет как особое явление культуры, в том смысле как ее понимал Й. Хёйзинга и некоторые другие авторы. И. Иост анализирует и описывает то, как формируются игровые кланы, в частности, какие существуют требования для включения в клан отдельного игрока, разрабатывает типологию кланов, складывающихся в игре Minecraft. В частности, он выделяет профессиональные кланы, любительские и гибридные. В первой категории кланов акцент делается на глубоких внутриигровых целях (например, на создании баз и больших построек внутри игры), во второй категории – на построении социальных связей между участниками и в третьем типе объединяется все лучшее от двух первых (в них проводится отбор по опыту и по личным качествам). В ходе исследования были выдвинуты три гипотезы: 1. игровые кланы на сервере 2b2t в игре Minecraft являются нео-трайбами; 2. игроки в виртуальном пространстве сервера 2b2t в игре Minecraft выбирают определённые роли, которым следуют на протяжении всей своей игровой деятельности; 3. существует несколько типов игровых кланов с ярко выраженными характеристиками. Первая гипотеза подтвердилась, так как кланы не имеют четкой внутренней структуры, критериев входа и выхода участников. Вторая гипотеза не подтвердилась, тогда как третья была подтверждена. Считаю, что выпускная квалификационная работа Иоста Ивана соответствуют требованиям и заслуживает самой высокой положительной оценки. 26 мая 2022 года Научный руководитель к.с.н., доцент кафедры культурной антропологии и этнической социологии Ивлева Ирина Владимировна