ОТЗЫВ рецензента на выпускную квалификационную работу (творческий проект) по направлению «Журналистика» (бакалавриат) «Тематическая концепция и композиционно-графическая модель научно-популярного издания» студентки очной формы обучения Анны Александровны Козловой Творческий проект Анны Александровны Козловой посвящен разработке пустующей ниши на рынке российских печатных СМИ, а именно созданию тематической концепции и композиционно-графической модели научно-популярного исторического издания. Актуальность данного проекта подробно обоснована автором выпускной квалификационной работы и не вызывает сомнений. В то время как европейский рынок печатных СМИ традиционно представлен значительным количеством журналов исторической тематики — как самостоятельных изданий, так и «дочек» крупных медийных концернов, российская аудитория довольствуется в первую очередь интернет-ресурсами просветительского плана. Успешность платформы «Арзамас» показывает востребованность данной тематики среди образованной аудитории. Безусловно, научно-популярный исторический журнал рассматривается потенциальными читателями в качестве одной из возможностей скрасить досуг и получить удовольствие вместе с новыми знаниями, которые не имеют прямого применения в профессиональной и бытовой практике. Таким образом, композиционно-графическая модель издания, подробно разработанная в творческом проекте Анны Александровны, играет важнейшую роль в привлечении читателя: визуальное воплощение просветительского продукта сегодня является одним из ключевых факторов, которые оказывают влияние на решение потенциального читателя о приобретении журнала и в дальнейшем на формирование лояльность конкретному бренду издания. В первой главе автор работы рассматривает основные структурные элементы композиционно-графической модели издания, подробно останаваливаясь на ее системообразующих элементах: формат издания, тип бумаги, цветность, иллюстрированность, структура сетки верстки, внешний вид первой полосы (или обложки), шрифт (стр. 7 — 21). Достоинством данной части является применение общих положений к непосредственному предмету исследования — моделированию научно-популярного издания. Например, Анна Александровна разбирает только те типы иллюстраций, которые «наиболее характерны для данного вида журнальной периодики» (стр. 13). К сожалению, это относится не ко всем рассмотренным элементам КГМ: так, автор отводит почти три страницы текста для классификации шрифтов, не оговаривая их востребованность или возможность использования в своем творческом проекте. Ценность представляет и подготовленный автором выпускного сочинения во втором параграфе первой главы обзор двух конкурентов — журналов «Дилетант» и «Ваш тайный советник»: Анна Александровна выказывает во втором параграфе критический взгляд, ёмко характеризуя недостатки обоих изданий в композиционно-графическом плане, вводя в научный оборот данные о последних изменениях в дизайне журналов. В то же время данный параграф неудачно назван «Состояние рынка научно-популярных исторических изданий и анализ аналогов», поскольку анализ состояния рынка ограничивается одним абзацем, предваряющим более подробный критический анализ двух журналов. Впрочем, как справедливо отмечает автор, «рынок научно-популярной прессы исторической тематики в России окончательно не сформирован», и изучение экономики и менеджмента соответствующих изданий, и в первую очередь, причин столь слабой конкуренции в данном сегменте должно представлять собой отдельное исследование. Во второй главе выпускной квалификационной работы содержится творческий проект — тематическая и композиционно-графическая модель научно-популярного исторического журнала «Маятник времён». Анна Александровна подробно описывает потенциальных читателей (географические, социально-демографические и психографические параметры, а также основные характеристики поведения потребителя и степень лояльности брендам), на наш взгляд, верно выбирая основную целевую аудиторию для разрабатываемого журнала. Автор также детально и логично обосновывает выбор названия, показывая взаимосвязь с как с предлагаемой тематической концепцией, так и укорененность символического ряда в культурном коде целевой аудитории. Композиционно-графическая модель издания, представленная во втором параграфе второй главы, выстроена автором в соответствии с намеченным в первой главе планом и представляет собой законченное моделирование научно-популярного исторического журнала. При разработке автором учтены требования к процессу верстки (пластичность и степень детализации сетки верстки), к работе с типографией (выбор формата), а также удобочитаемость шрифтов наравне с отражением в выборе шрифтов основных идей тематической концепции журнала. Тем не менее, некоторые технические характеристики остались нераскрытыми, что несколько снижает уровень проработанности общей модели. Так, во второй главе автор не комментирует предложенные периодичность выхода, тираж и соотношение теста и иллюстраций. Автор творческого проекта отмечает в качестве ключевого недостатка существующих на рынке исторических журналов следующее: «не прослеживается тесной взаимосвязи между тематической концепцией журнала и визуальной составляющей». Не вызывает сомнений, что в модели журнала, предложенной в выпускном сочинении, данный недостаток исправлен. Сравнение модели, разработанной Анной Алексндровной, с «Дилетантом» и «Вашим тайным советником» по другим параметрам, также могло бы дополнить анализ аналогов в изучаемом сегменте печатных СМИ, Данные замечания, впрочем, могут выступить предложениями к дальнейшему развитию защищаемого проекта и не снижают общей положительной характеристики выпускного сочинения. Представленная к защите выпускная квалификационная работа (творческий проект) Анны Александровны Козловой «Тематическая концепция и композиционно-графическая модель научно-популярного издания» соответствует требованиям и критериям, предъявляемым к выпускным сочинениям, а ее автор заслуживает положительной оценки. Рецензент доцент кафедры международной журналистики СПбГУ А.С. Смолярова 17.05.2016