ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СПбГУ) Институт философии Кафедра философии и культурологии Востока Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу Дзюба Виктории Максимовны «Образ Большой Медведицы в даосизме периодов Сун, Юань и Мин» основная образовательная программа CB.5041.2018 «Культурология» профиль «Китайская культура» Почитание на территории Китая созвездия Большой Медведицы как божества уже зафиксировано в источниках относящихся к периоду Воюющих царств (475–221 до н.э.). Тоже самое можно сказать и о формах визуально репрезентации этого созвездия. Примечательно, что первые образцы такой репрезентации относятся к предметам погребального инвентаря и, что подтверждается несколько более поздними свидетельствами уже эпохи Хань (206 до н.э.–220 н.э.), имеют отношение к почитанию умерших или покровительству им. Кроме того, именно источники имперского периода, начиная с эпохи Хань, фиксируют почитание этого созвездия как часть официального церемониала. С этой же эпохи можно говорить и о включении традиции почитания Большой Медведицы, а также использования ее образа в самых разных вариантах, в рамки даосской традиции, причем во всех школах, возникших в период со II по V века. С этого времени можно говорить об устойчивости практик, связанных с Большой Медведицей, а также формировании специфических форм визуальной репрезентации этого созвездия уже в традиции даосской визуальной культуры. Примечательным моментом, требующим еще своего объяснения, является то, что вплоть до эпохи Сун (960–1279) мы не имеем никаких вариантов представления созвездия Большой Медведицы в виде некой антропоморфной фигуры или фигур. Подобная иконографическая традиция, связанная с этим астральным объектом начинает формироваться в рамках даосской религии только с этого времени. До этого периода речь может идти только о различных вариантах схематичного и, соответственно, неантропоморфного способа его изображения. Более того, именно с этого времени, скорее всего, можно говорить и о формировании представлений о Большой Медведице как группе божеств, хотя предпосылки именно к такой форме ее восприятия в более ранней традиции имели место. С другой стороны, само схематичное изображение созвездия в этот период становится атрибутом или символом, украшающим предметы, находящиеся в руках антропоморфно изображенных божеств, связанных либо с ним, подобно Куйсину, либо с северной небесной зоной, подобно Чжэнь У. Работа Виктории Максимовны направлена на то, чтобы отследить этот существенный перелом в даосской традиции визуальной репрезентации Большой Медведицы и описать те варианты, что пришли на смену существующим до того формам ее схематичного изображения. Виктория Максимовна заинтересовалась темой визуальной репрезентации созвездия Большой Медведицы на четвертом курсе, однако этот интерес был сопряжен с тем, что самой темой даосской визуальной культуры Виктория Максимовна интересуется с самого начала своего обучения в рамках бакалаврской программы. Таким образом, представляемая работа является итогом ее работы над этой темой в период обучения в рамках бакалаврской программы. Весьма важным фактором, способствовавшим написанию данной работы, послужила стажировка в КНР, что позволило усовершенствовать языковые навыки и ознакомиться с литературой и источниками по этой теме, находящихся в сетевых библиотеках. Виктория Максимовна показала себя, как студент активно заинтересованный темой, и стремящийся к возможно более полному ее рассмотрению. Она достаточно активно контактировала с научным руководителем, что позволяло оперативно устранять возникавшие при написании текста проблемы. В целом, как научный руководитель я оцениваю качество выполненной работы достаточно хорошо и полагаю, что, не смотря на, несомненно, присутствующие в работе недочеты, она вполне заслуживает положительной оценки. Отзыв составил ст. преп. кафедры философии и культурологии Востока СПбГУ к.филос.н. Зельницкий А.Д.