Отзыв научного руководителя на ВКР студентки 4 курса очного отделения Безверховой Николь Павловны на тему: «Трансформация образов смерти в немецком изобразительном искусстве: от средневековья к экспрессионизму» Дипломная работа Н.П. Безверховой представляет собой культурологический анализ исторической трансформации художественно-образной трактовки проблемы смерти в немецком изобразительном искусстве в диапазоне от готики до экспрессионизма. При написании текста было использовано 40 философских, культурологических, искусствоведческих источников, из них 10 на немецком языке. Автором рассмотрен разнообразный культурологический и художественный материал, проанализирована историческая эволюция культурного содержания танатологии, включающего в себя мифологические, религиозные, философские, антропологические, нравственные, эстетические аспекты, даны сравнительные характеристики смыслов и образов смерти в историко-культурных контекстах различных эпох. Автор справедливо считает, что основание проблемы заложено в историческом развитии концепции человека, акцентировавшей в разные эпохи различные смыслы танатоса: религиозные, нравственные, психологические или социальные. В работе выявлены векторы развития художественного осмысления смерти, показано движение от природно-биологических трактовок к социально-личностным, от иррационально-мистических к философским и экзистенциально-нравственным, от натурализма – к символизму. Среди языков изобразительного искусства предметом исследования стали живопись и графика. Особое внимание было уделено анализу трактовок важнейших иконографических сюжетов, посвященных воплощению образов смерти. Автор умело сочетает общие характеристики каждого из рассмотренных этапов с анализом творчества выдающихся художников этого времени и интерпретацией конкретных произведений искусства. Следует отметить проявленную при этом искусствоведческую грамотность и творческую оригинальность интерпретации художественных произведений. Высокой оценки заслуживает уровень исполнения презентации, данной как приложение к работе. Презентацию отличает представительный выбор иллюстраций и то, что они дополняют и раскрывают положения основного текста. Каждая из четырех глав работы, посвященная определенному этапу в истории культуры Германии: средневековью, ренессансу, новому и новейшему времени, не только дает общую характеристику постановки проблемы смерти в соответствующем культурном контексте, но и проводит сравнение с другими временами, выявляя причины появления новых смыслов и символики. Наиболее содержательно и обстоятельно этот переход прослежен на материале эволюции от средневековой к ренессансной картине мира. Собрав и освоив огромный эмпирический и исторический материал, проведя компаративный анализ своеобразия и сходства культурных смыслов и художественных трактовок смерти в процессе развития культуры Германии, проработав множество разнообразных источников, Н.П. Безверхова представила достаточно полную культурологическую трактовку темы и выявила основные тенденции процесса становления, взаимодействия, взаимовлияния различных этапов художественного освоения танатологического сознания. Недостатком работы, на мой взгляд, можно было бы считать слабое освещение связи художественного процесса с реальной историей Германии. Поэтому за пределами исследования оказались вопросы особенностей немецкого национального самосознания и образного мышления, которые формировались в контексте драматичной истории Германии. Н. Безверхова поэтапно работала над избранной темой, начиная с 2 курса, проявив увлеченность, самостоятельность, работоспособность. Она присушивалась к рекомендациям научного руководителя и соответственно им корректировала свою работу. Текст дипломного исследования выстроен логично, написан ярким, образным языком. Автор проявила умение работать как с теоретическими философскими текстами, так и с историко-культурным и художественным материалом. Особо следует отметить ее способности как тонкого интерпретатора художественных произведений. На основании сказанного, считаю, что работа Н.П. Безверховой «Трансформация образов смерти в немецком изобразительном искусстве: от средневековья к экспрессионизму» заслуживает высокой оценки. Научный руководитель доктор философских наук профессор кафедры культурологии философии культуры и эстетики Е.Н. Устюгова 22 мая 2022 г.