ОТЗЫВ РЕЦЕНЗЕНТА о выпускной квалификационной работе Ступак Марины Николаевны на тему «ВЫРАЖЕНИЕ ДИАЛОГИЧНОСТИ В ПУБЛИКАЦИЯХ ГАЗЕТЫ «АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ», направление «Журналистика», очное обучение Научно-исследовательская работа М.Н. Ступак о диалогичности публикаций читается с большим интересом. По сути, текст представляет компетентный диалог исследователя с представителями научной среды и журналистами-практиками. Студентка обращается к теме поиска и укрепления диалога газеты с читателями, используя для этого данные научных источников и собственные эмпирические исследования номеров газеты «Аргументы и факты». Актуальность темы данного дипломного сочинения обусловлена несколькими обстоятельствами. Во-первых, изучением современного состояния функционирования общественно-политических изданий; российский еженедельник «Аргументы и факты» - одно из самых авторитетных и успешных из них, тираж составляет 2,2 миллиона экземпляров, издается с января 1978 года. Во-вторых, выявлением наиболее эффективных средств привлечения внимания читателя в условиях снижения популярности печатной прессы (С. 3). В-третьих, анализом такой востребованной на сегодня формы общения с читателем, как диалогичность, которая помогает ориентировать издания на «свой» круг читателей. В этом плане объект исследования – газету «Аргументы и факты», можно рассматривать как феномен на рынке печатных СМИ, поскольку она сохраняет миллионные тиражи, не превращаясь при этом в бульварное издание, у газеты достаточно широкая и разнообразная аудитория, издание интересно всем - бизнесменам, политикам, служащим, творческой интеллигенции. На примере анализа эффективных способов воздействия на читателя авторов публикаций газеты «Аргументы и факты», можно сделать прогнозы о существовании и развитии печатных СМИ. Структура выпускной квалификационной работы М.Н. Ступак в целом логична и подчинена задачам исследования, текст написан аутентичным языком. Правильно определен объект и предмет исследования, гипотеза составлена с учетом актуальности темы, целей, задач. Диплом состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы, приложений. Глава 1 «Явление диалогичности в медиатексте» посвящена анализу литературы и источников, основу составляют работы таких авторов, как исследователи диалогической речи Л.П. Якубинский, М.М. Бахтин, Т.Г. Винокур, Ю.В. Рождественский, а также ученые, изучающие особенности речи в СМИ: В.И. Коньков, Л.Р. Дускаева, Т.В. Чернышова. Список литературы и источников довольно внушительный, содержит 72 наименования. Знакомясь с текстом, отрадно читать о важности изучения современных подходов к диалогичности текста, студентка совершенно справедливо указывает на то, что такой подход является одним из конструктивных принципов публицистического стиля (Глава 1). В главе 2 «Средства диалогичности в газете «Аргументы и факты» исследует на конкретных примерах композиционные средства создания к диалогичности, относя к ним вопросно-ответный комплекс, заголовки с эффектом усиленного или обманутого ожидания (важный и действенный психологический прием – поддержать или разрушить стереотип, установку); а также языковые средства создания диалогичности: введение автором в текст чужой речи, разговорная лексика, прецедентный феномен создания диалогичности (некие культурные знаки текста, которые проявляются в контексте и отсылают читателя к другим текстам, С. 81, 82.). Автор совершенно справедливо указывает, что этот прием перспективен, поскольку авторы материалов «не афишируют» обращение к глубинным смыслам текста. В современных условиях чтения книг и средств массовой информации (клиповость восприятия, быстрота реакции, чтение в ситуации приглушенного внимания и др.) такой прием необходимо изучать с целью анализа тенденций его употребления и прогнозов использования. Задачи, поставленные автором в начале создания ВКР, успешно решены: блестяще проанализированы методологические подходы к определению понятий «диалог» и «диалогичность»; изучены способы создания диалогичности в медиатексте; исследованы тексты газеты «Аргументы и факты» в аспекте диалогичности публикаций; обозначены наиболее эффективные приемы создания диалогичности и ее имитации в произведениях средств массовой информации. К достоинствам работы следует отнести: добротный анализ литературы с авторскими пояснениями и примерами в первой главе, владение методами анализа речепорождающих процессов, речемыслительной деятельности журналиста, сравнительным методом работы с документами (текстом, сайтами СМИ, данными социологических исследований), тщательный отбор примеров из СМИ (проанализировано 33 номера газеты «АиФ» за 2015-16 гг.), все это находит отражение во второй главае; грамотность изложения и отсутствие ошибок, опечаток, высокий уровень оформления работы, полностью соответствующий требованиям ВКР. Полученные автором данные целесообразно использовать на занятиях по дисциплинам кафедры речевой коммуникации Института ВШЖиМК. По поводу заимствований. По данным системы Blackboard СПбГУ, количество заимствований составляет 15 % от объема текста. Анализ текстуальных совпадений между текстом ВКР и источниками, авторство которых установлено, проведенный в системе Blackboard в программе Safe-Assign и содержательная экспертиза текстуальных совпадений показала, что выявленные совпадения носят технический характер (даты, библиографические описания ссылок, нумерация параграфов). Заимствования отражают также характер научного стиля дипломного сочинения. Таким образом, выпускную квалификационную работу М.Н. Ступак можно с полным правом считать самостоятельным, оригинальным произведением. Замечаний как таковых нет. В форме пожелания отметим: 1. Работу могло бы украсить рассмотрение психолингвистических подходов к диалогичности. Фрагменты описания подобных исследований присутствуют в тексте первой главы и второго параграфа второй главы, однако их можно усилить, так как акцент на важности роли интерпретации текста читателем помогает автору осуществлять свои намерения (интенции) при соблюдении требований формата издания. 2. В списке литературы выделены отдельным блоком источники исследования, то есть ссылки на тексты газеты. На взгляд рецензента, не хватает названия материалов, указания авторов. Выводы рецензента: выпускная квалификационная работа М.Н. Ступак полностью соответствует требованиям ВКР. При условии успешной публичной защиты рецензент рекомендует высокую положительную оценку (отлично). Рекомендуется продолжить тему исследования в магистратуре. Фрагменты дипломного сочинения рекомендуются к публикации. Гришанина А.Н., кандидат филологических наук, доцент кафедры теории журналистики и массовых коммуникаций Института ВШЖиМК 23 мая 2016 г.