Рецензия на выпускную квалификационную работу студентки очной формы обучения направления «Реклама и связи с общественностью» Бессоновой Екатерины Сергеевны «Барьеры в восприятии рекламных сообщений» Актуальность данной работы заключается в том, что сегодня в условиях большого количества рекламной информации, и не только рекламной, специалистам рекламной отрасли становится все сложнее привлечь внимание целевых аудиторий. При этом необходимо учитывать, что любая коммуникация, в том числе и рекламная, сопровождается воздействием многочисленных помех, которые заметно снижают ее результативность. В первой главе автор работы делает не безуспешную попытку осмыслить процесс восприятия рекламного сообщения с точки зрения теории коммуникации и с точки зрения психологии, разобраться в типологии барьеров в коммуникации и роли барьеров в рекламе. В результате теоретических изысканий автор приходит к обоснованному выводу – несмотря на то, что барьеры в понимании индивида – это нечто негативное и нежелательное, они все же являются неотъемлемым атрибутом и постоянным спутником во всех процессах человеческой жизнедеятельности. Во второй главе автор берет на себя смелость провести эмпирическое исследование степени влияния коммуникативных барьеров при восприятии рекламного сообщения, используя методы массового опроса и экспертного интервью, рассматривая, таким образом, проблему со стороны потребителя и со стороны создателя рекламного сообщения. Результаты опроса оформлены автором в виде диаграммы и представлены в Приложении. Убедительно, с точки зрения рецензента, представлен состав экспертов (С. 35) – ведущих специалистов по рекламе, которые согласились дать интервью автору данной работы. Вопросы экспертам сформулированы лаконично, точно и заданы в обдуманной последовательности. Но выпускная квалификационная работа Е. С. Бессоновой не лишена недостатков: 1. Во Введении отсутствует обзор использованной литературы; 2. В тексте работы автор свободно и многократно использует термины «коммуникативные барьеры» и «коммуникационные барьеры» (например, С. 16). Возможно, это часто повторяющаяся опечатка и автор понимает разницу; 3. На С. 10 не солидно выглядит описание структуры рекламного сообщения, приведенное из учебного пособия Е.Л. Головлевой 2003 года издания; 4. Не всегда в тексте указаны ссылки на таблицы (С. 13, 21); 5. Небрежно оформлены постраничные ссылки; 6. Спорным, с точки зрения рецензента, является утверждение автора (С. 54), что «Для достижения цели были выполнены следующие задачи:… разработана комплексная система барьеров восприятия в коммуникации на основе изучения теоретических данных...». В тексте работы «разработанной комплексной системы барьеров» обнаружено не было; 7. В Заключении на С. 55 автор дает «основные рекомендации по преодолению воздействия коммуникационных (или все-таки коммуникативных?) барьеров на восприятие рекламного сообщения». Являются ли рекомендации авторскими? И кому автор работы их адресует? Перечисленные рекомендации давно известны, понятны и очевидны для специалистов в области рекламы. Но в целом, рецензируемая работа отвечает требованиям, предъявляемым к ВКР по основной образовательной программе бакалавра, и в случае успешной защиты заслуживает положительной оценки. Доцент кафедры связей с общественностью в бизнесе Санкт-Петербургского государственного университета 17.05.2016 Г.К.Панкова