ОТЗЫВ о выпускной квалификационной работе бакалавра факультета социологии СПбГУ Малышева Арсения Александровича на тему: «Музыка как объект стоимостного анализа: социологический подход». Замысел данной дипломной работы состоял в том, чтобы в контексте подхода экономической социологии подробно исследовать феномен «музыки». Актуальность заявленной темы обусловлена тем, что музыка с нарастающей силой и в увеличивающихся объемах интегрируется в социальное пространство, что не может не сказываться на ее восприятии обществом. Если относительно недавно доступ к музыкальным произведениям был ограничен посещением концертов, позже приобретением грампластинок и прослушиванием радиоэфиров, то в настоящее время потребление музыкального контента практически безгранично. Музыка звучит везде круглые сутки (кафе, магазины, телевидение и проч.). Ни одна реклама не обходится без музыкального фона (сопровождения). В интернете присутствует бесчисленное количество ресурсов, где бесплатно или платно можно найти любое музыкальное произведение и, более того, выложить собственное. Естественно, что музыкальные продукты все более вплетаются в систему экономических отношений, их производство и потребление обуславливаются рыночными механизмами. С другой стороны неоднозначной представляется интерпретация самой музыки как товара, хотя безусловно музыкальные носители и платформы имеют свое стоимостное выражение. Научная идея представленной квалификационной работы состоит в том, чтобы на основе теорий экономической социологии определить стоимостные характеристики музыки, поскольку ее производство и продажа представляют собой крупную отрасль экономики. Если исследование социальной функции музыки имеет свои традиции (М. Вебера, П. Сорокина Т. Адорно, Г. Маркузе и др.), в том числе в рамках социологии культуры, то с позиции экономико-социологического метода эта тема изучена мало. Таким образом, совершенно небезосновательно автор строит свое исследование на базе методологии экономической социологии. Кроме того, соискатель предлагает использовать методологию политической экономии при анализе музыкальной индустрии. В первой главе показано историческое развитие музыки как социально-экономического феномена, предпосылки и причины перехода к «производству и тиражированию» музыки; рассматриваются теоретико-методологические подходы к социально-экономическому (стоимостному) исследованию музыки. Во второй главе анализируются факторы, определяющие развитие современной музыкальной индустрии и дается их социально-экономическая оценка. Здесь же поведены глубинные интервью и дан их анализ. Несмотря на значимость и актуальность заявленной темы, соискатель не смог полностью погрузиться в сущность проблемы. Причина этого кроется в чрезмерной «самостоятельности» и отсутствии желания и/или возможности серьезно работать с научным руководителем. При высоком потенциале бакалавра остается только сожалеть о весьма посредственных результатах, о его поверхностном интересе к выбранной теме и отсутствии целеустремленности в исследовательской практике. Но все же, А.А. Малышев является сформировавшимся исследователем по направлению образовательной программы «Социология» и заслуживает положительной оценки. Научный руководитель: доц. каф. экономической социологии, к. эк. н. Карапетян Р.В. 06.06.2022