РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ ______________Броникова Игната Витальевича_______________________ по тем嬬___ «Феномен утопического в духовном опыте современности: мышление, политика, культура»_____ В своей работе Игнат Броников рассматривает различные аспекты утопистики, однако особое внимание автор уделяет историческому развитию утопического концепта на протяжении истории Западной цивилизации, существу утопического сознания, а также судьбам утопий как определенных текстов. В работе исследуются обстоятельства создания утопий и попыток их реализации; теоретический анализ удачно дополняется рассмотрением биографических деталей и событийной канвы существования некоторых «реализованных» утопий. Тот факт, что утопические проекты рассматриваются в контексте европейской истории, можно расценивать как удачу автора, который не ограничивается общими соображениями по поводу конструкций идеального государства и идеального общества. Можно сказать, что «воздействие идей на умы», на сознание масс, есть то, что интересует Игната Броникова в первую очередь, и избранный им социально-философский подход оказывается применимым для решения поставленной задачи. В данном контексте стоит отметить и смелость автора, выражающуюся в конструировании новой терминологии для более четкого и ясного осознания сущности утопического в тот или иной период. Такие термины как квази-политическая утопия и квази-утопическая политика представляются перспективными для дальнейшей разработки утопической тематики, и возможно окажутся полезными для иных научных областей, хотя и нуждаются в более глубоком анализе и понимании. Однако в целом историческая линия развития утопии, представленная в работе Броникова Игната, является достаточно разработанной, чтобы претендовать на будущее превращение в систему утопии. В отдельности стоит указать на анализ эпохи информационного общества с позиции утопистики, представленный во второй части работы. Понятие панутопизма, общая характеристика текущего времени как состояния хаотичности утопического, и проведение связи между утопией и медиа, представляет собой весьма актуальный вариант осмысления текущего положения дел. Можно сказать, что здесь Игнат Броников, пытаясь указать нам на связь между утопией и болезненным состоянием современного мира, проявил себя как оригинальный автор способный к самостоятельному анализу, не опираясь на труды классиков утопиологии. Примечательной является попытка автора дать нам некое предсказание или предостережение на будущее, указывая на возможный всплеск утопического производства. Однако нельзя не сказать, что представленные идеи нуждаются в дальнейшей разработке, как с историко-политических позиций, так и с философских. Игнат Броников также продолжает развивать идеи своих предыдущих работ относительно самосознания утописта, предлагая нам схему диалектического развития утопического сознания. Безусловно представленная концепция выглядит достаточно сыро, и имеет ряд противоречивых мест, однако нельзя не отметить попытку автора понять само существо сознания утописта, а также общую складность вырисовывающейся картины. В работе также проводится сравнение между утопией негативной и позитивной, анализируются, в том числе и моменты их сходства, рассматривается и запрос времени, как бы требующий определенного утопического продукта или, напротив, мрачного пророчества насчет собственной судьбы. В таком контексте предлагается различать понятия дистопии и антиутопии, а также выделять практопию, как отдельный вид утопического. Особе внимание уделяется проблеме амбивалентности утопии, так что, в сущности, сама природа утопии, будь она негативной или позитивной, зависит лишь от угла восприятия той или иной работы. Отдельным вопросом становиться и соотношение утопии и науки. Броников Игнат пытается указать на изначальную ошибочность марксисткой оценки утопии, как анаучного явления, и наоборот предлагает нам увидеть взаимосвязь между утопией и наукой. В работе также намечены проблемы требующие дальнейшего исследования, например дефиниция утопии, постоянно ускользающая от нас, и как решение данного вопроса автор выдвигает предположение о возможном инфиниционном характере самого понятия утопии. В том числе упоминаются и различные варианты классификации утопического. Исходя из вышесказанного, становиться ясно, что Игнат Броников обнаруживает хорошее знакомство с имеющейся литературой вопроса, и не стремиться злоупотреблять заимствованием идей у признанных специалистов. В целом можно сказать, что выпускная квалификационная работа И.В. Броникова представляет собой достойный пример качественно выполненного исследования, и хотя некоторые проблемы нуждаются в более тщательной разработке, сама работа, при должном упорстве автора, способна стать качественной базой для будущей монографии, и заслуживает высокой оценки. Научный руководитель, доцент СПбГУ, к.ф.н. Секацкий А. К.