Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу Никиты Евгеньевича Косьяненко «Топос горы в русской одической поэзии XVIII века» Выпускная квалификационная работа Никиты Евгеньевича Косьяненко «Топос горы в русской одической поэзии XVIII века» относится к области исторической поэтики, которая в последние десятилетия стала привлекать к себе внимание ученых, впрочем, нередко мало представляющих ее предмет, методы и задачи. Сочинение Н.Е.Косьяненко принадлежит, по счастию, к той части работ, претендующих на свою причастность этой филологической дисциплине, которая к ней действительно относится: ВКР Н.Е.Косьяненко и своими задачами, и исследовательским подходом, и научными ориентирами продолжает путь изучения риторической словесности, который в мировой науке связан прежде всего со знаменитой книгой Э.Р.Курциуса «Европейская литература и латинское средневековье», а в русских исследованиях литературы XVIII века восходит к пионерским трудам Л.В.Пумпянского. Вполне в духе обоих этих великих филологов (и Пумпянского, и Курциуса) Н.Е.Косьяненко сосредотачивается на рассмотрении топики, точнее – одного топоса – топоса горы. Следует отметить, что само по себе исследование топики требует как научной смелости, так и особого дара к тончайшему анализу словесной фактуры текста. Дело в том, что понятие топоса, введенное Курциусом в сферу литературоведческого исследования, в его интерпретации остается весьма расплывчатым; вероятно, по своей природе оно ускользает от точного определения. И некая эта расплывчатость сохраняется в исследованиях топики, предпринятыми в сфере славянских литератур – в разные годы - другими учеными: Дм. Чижевским, Р. Лауэром, П. Тиргеном, А.М. Панченко, А.В. Михайловым, А.Ф.Белоусовым, Л.И.Сазоновой и т.д. Причем определенная нечеткость понятия нисколько не мешает топосу быть вполне осязаемым фактом словесности, во всяком случае – в риторическую эпоху. Подобная особенность топики требует от исследователя прежде всего внимания к конкретным текстам: не попытки дефиниций и классификаций, в целом бесплодные, но изучение разнообразных (и по семантике, и по языковой форме) реализаций того или другого топоса – вот едва ли не единственный путь, который оказывается тут плодотворным. Именно по этому пути пошел Н.Е. Косьяненко. В ВКР Н.Е.Косьяненко, во-первых, рассматривается роль и значение топоса горы в смыслообразовании русской торжественной оды, в первую очередь, связь данного топоса с жанрообразующими началами оды. Во-вторых, им анализируются конкретные текстовые проявления топоса в одах М.В.Ломоносова, А.П.Сумарокова и Е.И.Кострова. На протяжении всего своего, весьма объемного для бакалаврской работы, сочинения он демонстрирует целый ряд исследовательских достоинств. Обращу внимание, в частности, на свободное ориентирование в разнообразной научной литературе и способность к ее глубокому осмыслению (что встречается далеко не часто), а также на чувство поэтического слова и тонкое умение передать уже в слове литературоведческом результаты его анализа. Эти не так уж часто встречающиеся у студентов (и не только студентов) качества и позволили Н.Е.Косьяненко создать яркую и оригинальную работу, богатую целом рядом интересных и обоснованных наблюдений. Как любое творческое сочинение, ВКР Н.Е.Косьяненко, конечно же, имеет и недостатки. Но они легко искупаются достоинствами его труда, прежде всего – главным из них – талантливостью. Полагаю, что ВКР Н.Е.Косьяненко «Топос горы в русской одической поэзии XVIII века» заслуживает самой высокой оценки. 9 июня 2022 г. доктор филологических наук, профессор П.Е.Бухаркин