Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу М.М.ШЕР «Этническая толерантность/интолерантность в русском самосознании» Изучением этнической толерантности как одного из методов регулирования межэтнических отношений занимаются наряду с социологами психологи, антропологи, философы. Поэтому обращение к этой проблематике неизбежно носит междисциплинарный характер. Несмотря на многочисленные исследования этнической толерантности М.Шер удалось найти собственное авторское видение этого сложного и противоречивого феномена. В своей работе автор в целом успешно и детально рассматривает соотношение понятий «этническая идентичность» и «этническая толерантность», пытается осмыслить содержательную и функциональную структуру категории толерантности, выявить и описать факторы, влияющие на ее уровень. М.М.Шер справедливо предполагает, что акцентуация этнической идентичности препятствует формированию этнической толерантности к «иному», «чужому». Этноцентризм, возникающий при доминировании этнической идентичности над другими социальными идентичностями неизбежно приводит к явной или скрытой интолерантности как на уровне установок, так и в социальном поведении. На уровень этнической толерантности, как справедливо отмечает М.Шер, неизбежно влияет размер социальной дистанции: чем ближе расположен представитель другой национальности (проживание в одном городе, доме, семье или общая работа), тем выше вероятность снижения уровня толерантности по отношению к нему. При написании работы автором в целом исчерпывающе были рассмотрены основные концепции и подходы зарубежных и отечественных исследователей в области социологии, антропологии и психологии по изучаемой проблематике. Структура работы продумана и логична. Полагаю, что к числу основных достоинств ВКР М.М.Шер можно отнести, во-первых, в целом грамотное и доказательное изложение эмпирических данных исследования; во-вторых, уверенное владение методико-процедурным аппаратом прикладной социологии и, в-третьих, использование в качестве контрольных наряду с традиционными социологическими процедурами валидных психологических методик. В ходе этой работы она проявил себя как инициативный, творчески мыслящий и самостоятельный молодой исследователь с хорошими перспективами для продолжения дальнейшего обучения в магистратуре. Как научный руководитель я высоко оцениваю результаты ее труда, умений и навыков, проявившихся в ходе написания выпускной работы. Профессор, доктор социологических наук (З.В.Сикевич)