Отзыв научного руководителя о выпускной квалификационной работе обучающейся СПбГУ Роот Елизаветы Игоревны на тему «Репрезентация маргинала в современном российском кино». Наше знакомство с Елизаветой Игоревной Роот состоялось несколько лет назад, когда она училась на втором курсе и определялась с ориентирами своей научной работы. За годы совместной работы Елизавета зарекомендовала себя как вдумчивая, ответственная и трудолюбивая студентка. Интерес к проблематике своего будущего дипломного исследования Лиза проявила уже на втором курсе: на протяжении всех лет обучения её интересовала проблематика анализа визуальных материалов, визуальной культуры, отражения социальных процессов в кинофильмах. Тема выпускной квалификационной работы обладает определённой долей новизны. Так, на данный момент в современном российском научном дискурсе социологии кино посвящён немалый пласт работ, однако из них социологическим анализом содержания кинофильмов занимаются очень немногие. Из имеющихся публикаций на данную тему становится очевидным, что существует потребность в прояснении возможностей методов работы с кинофильмом как социологическим документом. В своей работе Елизавета Роот останавливается на остросоциальной проблематике маргинальности и ставит вопрос о том, как именно современное общество в лице создателей фильмов и в лице их зрителей рефлексирует над проблемой иного, лишнего, особенного, не вписывающегося в предлагаемые рамки человека. Логика структуры работы состоит в последовательном изложении сначала теоретико-методологической базы исследования (от социологического анализа кино к понятию маргинальности), затем методов анализа, затем результатов собственного исследования. Несомненным украшением работы, одним из существенных элементов её актуальности и новизны является эмпирическое исследование сплошной выборки кинофильмов о маргиналах, вышедших в отечественный прокат в 2020 году. Масштаб работы впечатляет: были просмотрены все фильмы, вышедшие на экраны за указанный период времени, и по словесным характеристикам, даваемым персонажам в ходе киноповествования, отобраны те из них, чьи герои представляются маргиналами. Выборка из 8 фильмов анализируется автором работы в рамках дискурс-аналитического направления. Сильной стороной работы является применение в качестве метода систематизации и описания визуальных кинообразов иконографического анализа, разработанного полстолетия тому назад искусствоведом Э. Панофским. Несмотря на то, что иконографический анализ не нацелен на подсчёт количественных характеристик, он позволяет провести верификацию полученных данных, что является актуальнейшей проблемой для анализа визуальных источников. В результате своего анализа Лиза приходит к интересным нетривиальным выводам. Считаю, что задачи, поставленные перед Елизаветой Игоревной Роот, полностью выполнены, в рамках исследования проработано значительное количество источников, написана интересная работа, содержащая ответы на поставленные автором вопросы. Выпускная квалификационная работа удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к работам подобного рода, и заслуживает отличной оценки. Научный руководитель к.соц.н., доцент кафедры теории и истории социологии Орех Екатерина Александровна 02.06.2022.