РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу студентки Савиной Софьи Сергеевны «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПУБЛИЦИСТИКА РОССИИ И УКРАИНЫ В ПЕРИОД 2013-2016 ГОДОВ» Каждый из нас с вами хоть раз прочел текст о событиях на Украине и хоть раз обратил внимание, что журналисты в этой теме манипулировали, преувеличивали, привирали, а кто-то был честен и правдив. Наши коллеги разошлись по разные стороны баррикад. Софья Сергеевна в своей работе пытается разрушить эти баррикады и столкнуть лицом к лицу журналистов двух стран, предъявить им логичный от студента журфака вопрос: как и почему вы писали о тех событиях, какие цели преследовали, как надо и не надо. В связи с этим рецензируемая дипломная работа представляется актуальной и своевременной, тем более, что ставится задача сформулировать те принципы журналистики, которые будут способствовать снижению градуса ненависти и взятию коллегами на себя роли миротворцев, а не поджигателей. В первой главе автор с опорой на теоретические исследования рассматривает основные понятия своей работы, пытаясь лавировать между определениями того, что случилось на Украине. На наш взгляд, сегодня даже фактологически сложно описать то, что произошло – в голове слишком много ярлыков, которые насаждали и насаждают СМИ – про «фашизм», «аннексию», «повстанцев», «ополченцев». Но автор остаётся над схваткой и скрупулезно восстанавливает ход событий. Мы с вами современники Марины Ахмедовой, журналиста, которому, на наш взгляд, удалось о войне рассказать правду о людях, людях разных, украинцах, русских. Её книга «Уроки украинского», собранная из репортажей в «Русском репортере» – наверное, образец того, как нужно писать о войне. Эти же репортажи анализирует в своей работе Софья Сергеевна и на пальцах объясняет, почему Ахмедова остается внимательным слушателем даже тех, кто ей противостоит или угрожает, какую цель она преследует – рассказать аудитории о несчастных судьбах тех, кто воюет на Украине, эмоционально воздействовать на читателей, вызвать чувство сопереживания и сопричастности трагедии («Марине Ахмедовой удается призвать читателей к той линии поведения, которая представляется ей верной: пожалеть и успокоить всех, кто оказался в центре Украинского кризиса»). Любопытным выглядит сравнение репортажей «Русского репортера» с текстами украинского журнала «Фокус». В отличие от Ахмедовой, журналисты «Фокуса» активно насаждают образ врага, манипулируют сознанием читателя. Возможно, достойной аналогии позиции РР в Украине не было. Возможно, для более объективной позиции автору стоило взять для анализа те российские СМИ, которые в той же мере, что и украинские, вели информационную войну. Хотя, Софья Сергеевна логично объясняет, что два журнала двух стран выбраны неслучайно и по многим параметрам походят друг на друга. Есть подозрение, что украинским СМИ труднее было быть объективными, так как события разворачивались именно на территории Украины и понять журналистов сложно, не побывав в их шкуре. Хотя, это не оправдывает превращение корреспондентов «Фокуса» в пропагандистов – автор диплома подробно описывает это «превращение». Репортеры «РР» выступают дипломатами, репортеры «Фокуса» – пропагандистами. Обидно, что никто из последних не сможет подискутировать с автором диплома, но нам представляется, что для потенциальной дискуссии автор привела достаточно убедительных доводов. Цель работы – разобраться в том, что такое черное и белое в нашей сегодняшней профессии. Анализ именно этой темы, выбор Софьей Сергеевной стороны миротворческой журналистики – вполне логичное решение студентки, которую я и мои коллеги с первого курса знают, как человека вдумчивого, трудолюбивого и ответственного. Не сомневаюсь, что такой выпускник журфака никогда не станет субъектом информационной войны и нам никогда не будет стыдно за Софью Сергеевну. Полагаю, что рецензируемое сочинение заслуживает положительной оценки. Старший преподаватель кафедры периодической печати, кандидат политических наук Е. А. Королёв