Тема выпускной квалификационной работы: «География региональной гражданской авиации в России» Автор (студент/ка)__ Лундин Владислав Сергеевич Образовательная программа __«География»_______________________ Уровень ____бакалавриат____________________________________________________ Руководитель__Лачининский Станислав Сергеевич, СПбГУ, доцент кафедры эконо-мической и социальной географии, кандидат географических наук, доцент Рецензент – к.г.н., БФУ им. И.Канта, Иван Сергеевич Гуменюк Отмеченные достоинства работы Работа выполнена самостоятельно, без участия научного руководителя, что можно счи-тать как определенным достоинством, так и недостатком. В условиях возросших геоэко-номических рисков и известных ограничений, вызванных небывалым санкционным дав-лением, авиационная отрасль испытывает колоссальные сложности (рост издержек, юри-дические проблемы с переоформлением самолетов по лизинговым схемам, возврат само-летов, снижение авиатрафика и пр.). В этих условиях, выбранная тема представляется крайне актуальной и востребованной. Автору удалось рассмотреть факторы развития данной отрасли, определить лимитирующие факторы и показать динамику отрасли. Большой интерес представляет рис.15 «Межкластерные авиационные связи в России», который дает представление о региональных авиационных кластерах и их динамике за рассмотренный период. Качественный анализ нормативно-правовой базы дал возмож-ность уйти от стандартного обзора, присущего отраслевым географическим исследовани-ям. Работа содержит авторские расчеты, табличный, картографический и графический материал. Отмеченные недостатки работы Автор приводит довольно кратко (всего 2 страницы) раздел 1.3. «Методика исследова-ния», но сразу же акцентирует внимание на Южном авиационном кластере, хотя в работе речь идет обо всей отрасли. В принципе это возможно, но все же нужно было дать мето-дику по всей отрасли. В частности, необходимо показать место Южного кластера в си-стеме всех региональных авиационных кластеров России, а также обосновать выбор именно этого, в качестве модельного. На стр.11-12 автор приводит определенные доводы, но не подкрепляет их количественными расчетами, хотя в приложениях имеются количе-ственные данные. В тексте необходимо давать конкретные ссылки на приложения и таб-лицы. В разделе 2.1. «Проблемы и ключевые инфраструктурные вызовы региональной авиации России» отсутствуют крайне важные ограничения – возраст региональной авиа-ции (по копаниям), уровень монополизации по региональным кластерам, доля отече-ственных самолетов на региональных рейсах. Представленный рис.5 на стр.22 представ-ляет большой интерес, но он заимствован из другого исследования (ссылка имеется). Бы-ло бы целесообразно его дополнить какими-то другими данными (доля на национальном рынке, динамика за рассматриваемый период). Составленные картосхемы бы выиграли, если бы их нагрузка была бы более существенной и содержала бы различные рассмотрен-ные показатели. Таблица 2 (приложения) выиграла бы, если бы содержала данные о кон-кретных авиакомпаниях, оперирующих в конкретных региональных авиакластерах Рос-сии. Работа, в целом, соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным квалификаци-онным работам, и может быть допущена к защите. Оцениваю ее на достаточно высоком уровне.