Отзыв на выпускную квалификационную работу Воронкиной Ольги Викторовны «Функционально-семантическое развитие глагола «do» в средне- и ранненовоанглийском» Выпускная квалификационная О.В. Воронкиной «Функционально-семантическое развитие глагола «do» в средне- и ранненовоанглийском» посвящена актуальным проблемам историко-прагматического исследования семантического и грамматического развития языковых единиц широкой семантики в диахронии. Объектом исследования являются особенности функционально-семантического развития глагола «do» в средне- и ранненовоанглийском языках. Предметом исследования являются примеры его контекстного употребления в произведениях Дж. Чосера и У. Шекспира. Целью исследования ставилось выявление и описание прагмалингвистических аспектов семантического и грамматического развития глагола «do» в указанные исторические периоды. Данная работа (44 стр.) состоит из Введения, 2-х глав, Заключения и списков научной литературы (60, из них 10 на английском языке) и источников. Следует отметить последовательность, логичность и ясность изложения теоретических положений исторической прагматики, включающих такие аспекты как понятия широкозначности, контекста, контекстной прагматики, грамматикализации, представленные в 1-ой, теоретической, главе работы. Автор работы проявляет достаточную научную компетентность и самостоятельность при выборе подходов, отвечающих цели исследования. Выводы соответствуют содержанию главы и демонстрируют принятые автором позиции для собственного анализа. Во второй, практическо, главе приводятся 16 примеров (из общего, заявленного во введении числа 100). Проведенный автором анализ употреблений и значений глагола «do» в средне- и ранненовоанглийском языках в произведениях Дж. Чосера и У. Шекспира позволил определить и описать передававшиеся им функциональные смыслы в каждый из привлекаемых периодов. В то же время заявленный во введении комплексный подход к анализу примеров, сочетающий рассмотрение лексических и грамматических аспектов развития глагола «do» с прагматическими аспектами его речевого употребления, выдержан не в полной мере, поскольку отсутствует четкий алгоритм проводимого анализа. Следует также отметить недостаточно репрезентативное количество анализируемых примеров и отсутствие приложения, в котором могли быть отражены соответственно приведенной рубрикации остальные случаи из собранного материала. Выводы по главе 2 и заключение не в полной мере отражают результаты проведенного исследования. В ходе написания работы О.В. Воронкина проявила серьезный интерес к теме исследования и самостоятельность в разработке положений теоретической части и проведении анализа примеров, однако не все из поставленных задач были реализованы в практической части исследования. Текст ВКР Ольги Викторовны Воронкина прошел проверку через электронную систему Blackboard СПбГУ на выявление текстовых совпадений в тексте ВКР. Научный руководитель ознакомился с общим характером выявленных системой текстовых совпадений и отметил, что большая часть совпадений представляет собой корректное цитирование с указанием источника (пересказ цитаты без заключения в кавычки с указанием фамилии автора), цифровые знаки композиционной структуры (например, 1.3), названия научных работ и имена ученых, клише научной речи и термины. Выпускная квалификационная работа Воронкиной Ольги Викторовны «Функционально-семантическое развитие глагола «do» в средне- и ранненовоанглийском» в целом соответствует требованиям, предъявляемым в СПбГУ к ВКР обучающихся в бакалавриате, и заслуживает положительной оценки. Научный руководитель к.ф.н. Цвинариа М.Е.