Отзыв научного руководителя о выпускной квалификационной работе на соискание степени магистра филологии Щербакова Михаила Ивановича «Цели и задачи «Топики» Аристотеля как учебного руководства» Предмет исследования М. И. Щербакова – метод ведения диалектических дискуссий при помощи вопросов и ответов, разработанный Аристотелем и получивший отражение в его «Топике». Сам Аристотель рассматривал открытую им методологию как первую попытку обобщения приемов давно существовавшей практики аргументации, для которой до него не существовало учебных руководств, за исключением малоэффективных, по его убеждению, наставлений в виде примеров типичных аргументов, возникавших в ходе подобных дискуссий (Soph. el. 34, 183 b 35 – 184 a 8). Аристотель испытывал гордость из-за того, что в той области, где до него навыки дискутировать приобретались лишь благодаря длительной практике, он сумел разработать методологию диалектического искусства (techne), обеспечивающую эффективность рассуждения и изложенную им в специальном руководстве. Историческое место этого руководства в развитии логической мысли 5-4 вв. до н.э. и стало темой исследования М.И.Щербакова. Согласно господствующему почти исключительно сейчас в науке мнению, «Топика» Аристотеля, которая несомненно является относительно ранним произведением, была написана в период пребывания философа в платоновской Академии, т.е. между 367/366 и 345/344 (скорее всего не ранее конца 360-х гг.), и служила в первую очередь руководством для упражнений в диалектических спорах, которые якобы практиковались в это время Академии; ученые далее предполагают, что сам Аристотель руководил этими упражнениями, а в самой «Топике» находят указания на правила ведения диалектических турниров, на арбитров, публику и т.д. Эта гипотеза основывается на том, что сам Аристотель называет в качестве одного из назначений «Топики» - упражнение в диалектических спорах, а также на том, что в некоторых диалогах «Платона» говорится о необходимости упражняться в рассуждениях. Однако возникают и серьезные возражения: во-первых, отсутствуют какие-либо свидетельства существования подобной практики в Академии, а упражнения в диалектике, которые рекомендуются в диалогах не имеют агонального характера. Кроме того, воззрению на «Топику» как руководство исключительно для школьных упражнений, характерному для современной науки, противоречат слова самого Аристотеля, который понимает полезность «Топики» весьма широко – это и аргументация в публичных дискуссиях, политических и судебных, и обсуждение теоретических апорий в философском и научном знании, и даже загадочное рассмотрение недоказуемых первопринципов отдельных областей знания с точки зрения их соответствия авторитетным мнениям в данном предмете (Top. I, 2). Именно эти трудности привели М.И. Щербакова к пересмотру господствующей в науке точке зрения и к постановке двоякой задачи его работы – это с одной стороны, исследование платоновских диалогов, направленное на то, чтобы установить, придает ли Платон значение формальным логическим упражнениям, в которых необходимо одержать победу над противником; с другой стороны, это анализ высказываний самого Аристотеля о назначении «Топики» и характере упражнений, которые он рекомендует для освоения диалектического метода. В результате исследования М. И. Щербаков приходит к интересным выводам, во многом пересматривающим установившиеся в науке взгляды. Эти выводы, на наш взгдяд, заслуживают внимания и могут стимулировать дальнейшие дискуссии о характере «Топики» как методологического руководства, а также о роли платоновского наследия в движении Аристотеля к пониманию логики как формальной дисциплины. Выбор М. И. Щербаковым темы и ее увлеченное исследование определялись его интересом к логике и ее истории. Работа имеет междисциплинарный характер и по своему предмету и по методам, которые в ней использованы (филологический и историко-философский анализ). На всем протяжении работы М. И. Щербаков работал совершенно самостоятельно, но при этом находился в постоянном контакте с руководителем. 6 июня 2022 г. Д. филол. н., проф. кафедры классической филологии СПбГУ А. Л. Верлинский