Отзыв на дипломную работу Зубовой Анастасии Викторовны «Коммуникационная деятельность авиационного терминала в современных условиях (на примере деятельности международного аэропорта «Пулково») В настоящий момент практически нет научных работ, посвященных коммуникационной деятельности авиационного терминала, несмотря на то, что российские аэропорты сегодня входят в число крупнейших аэропортов Европы. В связи с этим выбор Анастасией Викторовной Зубовой темы своего дипломного исследования следует признать актуальным и своевременным.Как верно указываетво введении дипломница, «на сегодняшний день коммуникации такого типа базисного субъекта, как авиационный терминал, являются малоизученными. Полный и системный анализ коммуникационного поведения базисного субъекта исследования поможет определить недостатки текущей коммуникационной активности предприятия, найти возможности для формирования качественных процессов взаимодействия с аудиторией, и, возможно, станет полезной и практически-применимой мерой для повышения эффективности его деятельности» (с.5). Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 7 приложений. В первой главе выявляется специфика авиационного терминала как субъекта коммуникации, анализируются его основные возможные коммуникационные инструменты. Во второй главе дипломница проводит подробный анализ коммуникационной политики аэропорта Пулково и представляет основные рекомендации для его дальнейшей деятельности. Цель рецензируемой работы, которую указывает ее автор - выявление принципов формирования коммуникационных процессов современных аэропортовых предприятий как самостоятельных бизнес-субъектов. Сразу отметим, что указанная цель достигнута, задачи, поставленные в работе, выполнены. Работа написана безукоризненно грамотно, выводы хорошо аргументированы. Дипломница демонстрирует великолепное владение материалом, умение ясно мыслить и излагать свою точку зрения, способности к постановке задач и проведению исследований. Список литературы состоит их 94 источников, включает книги, статьи, интернет-источники и официальные документы. На наш взгляд, среди используемых источников заметен «перекос» в сторону работ, посвященных маркетингу – так, среди 21 теоретических работ мы бы отнесли к работам, связанным с PRтолько 8. Да и в целом работа написана с явным маркетинговым уклоном. Вряд ли это можно считать недостатком работы, ведь PRвполне правомерно рассматривать как элемент системы маркетинговых коммуникаций. Анастасия Викторовна так и говорит об этом в своей работе в первом параграфе, в частности рассматривая современную маркетинговую модель с точки зрения комплекса 7P (с.13-15). К недостаткам следует отнести не слишком глубокую теоретическую проработку темы, что хорошо видно по количеству ссылок в первой главе – к серьезным цитируемым теоретическим источникам там можно отнести не больше четырех, остальное – в основном ссылки на различные деловые авиационные порталы. Ссылки на источники, кстати, не слишком грамотно оформлены. В конце заголовков стоят точки. Но на этом все недостатки и недочеты, пожалуй, исчерпываются. Можно сказать, что они сполна компенсируются удачной второй главой. Во второй главе исследования автор демонстрирует результаты сразу нескольких исследований (проведенных с помощью экспертного интервью, опроса пользователей, наблюдения, контент-анализа внутренних документов компании, неформализованного анализа документов, мониторинга средств массовой информации, SWOT-анализа коммуникационной среды) и предлагает на их основе практические рекомендации. Хочется надеяться, что эти рекомендации будут по достоинству оценены руководством аэропорта Пулково. Правда из описания и приложений не всегда понятно, какие исследования проводились дипломницей самостоятельно, а какие – совместно с сотрудниками аэропорта Пулково. Просьба это пояснить на защите дипломной работы. В частности, нас интересует вопрос: каким способом распространялась анкета среди участников опроса и каким образом осуществлялась выборка? Есть еще один вопрос к автору работы. На стр. 36 говорится, что «основная коммуникационная активность осуществляется посредством PR-технологий, медиарилейшенз, внутрикорпоративных коммуникаций и сети Интернет» - почему автор отделяет медиарилейшнз от PR-технологий? Что тогда, на взгляд, автора, относится к PR-технологиям? В целом, дипломная работа Анастасии Викторовны Зубовой «Коммуникационная деятельность авиационного терминалав современных условиях (на примере деятельности международного аэропорта «Пулково»)» представляется интересной, самостоятельной, актуальной, она соответствует предъявляемым требованиям и заслуживаетвысокой положительной оценки. Выявленный процент заимствований – 7. Рецензент к.ф.н., доцент О.Г. Филатова 12.05.2016