Отзыв научного руководителя о выпускной квалификационной работе обучающейся СПбГУ Дарьи Андреевны Волковой по теме «Типология персонажей русской фантастической повести первой трети XIX века» Своеобразие представленной Дарьей Андреевной Волковой работы связано со склонностью автора к исследованиям как историко-литературного, так и теоретического характера. Отмечу и еще одну черту выпускницы, повлиявшую на выбор темы ее исследования, - стремление к постановке сложных и значительных научных проблем. Разумеется, в рамках бакалаврской квалификационной работы эти свойства проявляются как бы в миниатюре, но, тем не менее, они показательны. Разрабатывая поставленную ею проблему, Дарья Андреевна опирается на труды многих авторитетных исследователей. Сюжетика русской оригинальной и переводной прозы начала XIX века была скрупулезно исследована Т. А. Китаниной, о романтической фантастике писали Цветан Тодоров и Ю. В. Манн. В классических работах Манна отмечены характерные, повторяющиеся внешние и эмоциональные черты романтических героев. В. М. Жирмунский на материале поэтического творчества Байрона и Пушкина выделил два основных, многократно тиражируемых женских типа писателей-романтиков – ангелоподобную блондинку и страстную брюнетку, отношениях с которыми открывают для героя разные перспективы, а М. Г. Давидович в дальнейшем развила и дополнила наблюдения Жирмунского на широком материале русской литературы 1830-х годов. Д. А. Волковой удалось удачно применить наблюдения и идеи названных ученых к материалу собственного исследования – русским фантастическим повестям эпохи романтизма. Массив такого рода сочинений очень значителен. Волкова выбирает из него несколько известнейших повестей, развивающих сходные сюжеты, связанных между собой типологически, но также и генетически. Это ранняя повесть Жуковского «Марьина роща» - своего рода пролог отечественной романтической фантастики. Это «Лафертовская маковница» Антония Погорельского, традиционно рассматриваемая в науке как ее непосредственное начало. Это «Уединенный домик на Васильевском» Пушкина-Титова и две наиболее сложные для истолкования повести В. Ф. Одоевского – «Сильфида» и «Косморама», в известном смысле венчающие традицию русской романтической фантастики. В предложенной дипломанткой схеме «Марьина роща» выступает как исходный пункт, предлагая еще довольно простую схему любовного фантастического сюжета, включающего трех основных персонажей и восходящего одновременно к сентименталистской и готической традиции. В «Лафертовской маковнице» преемственно связанный с повестью Жуковского сюжет осложняется, в него внедряются новые персонажи. В «Уединенном домике…» уже знакомая ситуация как бы удваивается: легкомысленный, но готовый встать на путь добра Павел безупречной Вере предпочитает коварную графиню-чертовку И…; симпатизирующая Павлу ангелоподобная Вера попадает под влияние демонического Варфоломея и едва не гибнет… В обеих повестях Одоевского Дарья Андреевна обнаруживает уже знакомую систему персонажей и сюжетную структуру, но в значительно измененном и усложненном виде. Таким образом, посвященные этим репрезентативным произведениям главы-разделы выпускной квалификационной работы демонстрируют и преемственность, и развитие русской фантастической прозы, образуют некий «филологический», говоря словами С. Г. Бочарова, сюжет. Работа выпускницы хорошо написана, грамотно оформлена технически, логично выстроена, внимательно вычитана. Некоторые из представленных в ней идей и наблюдений уже прошли апробацию на Международной студенческой филологической конференции весной этого года. 8 июня 2022 г. Д.ф.н., профессор А. А. Карпов