ОТЗЫВ научного руководителя на выпускную квалификационную работу СМИРНОВОЙ Юлии Геннадьевны на тему «Гражданское образование в механизме развития культуры публичной политики в современной России» 1. Обоснование теоретической и практической актуальности темы, соответствие предмета исследования теме и цели Гражданское образование как самостоятельный и многоаспектный элемент системы образования России не только недостаточно концептуализировано, но и, что еще более важно, в настоящее время лишь в незначительной степени способствует выбору человеком социальной стратегии, аргументированной позиции в многообразии часто противостоящих ценностных ориентаций. Наличие минимальной нормативно-правовой основы для организации практической деятельности не гарантирует ее эффективности. Это и подчеркивает магистрант Смирнова Юлия в начале своего исследования, обозначая актуальность темы выпускной квалификационной работы. Изучение роли гражданского образования в формировании и развитии культуры публичной политики в связи с не достаточным освещением культурологического аспекта публичной политики, а также роли гражданского образования в формировании и развитии культуры публичной политики у населения в научных трудах как отечественных, так и зарубежных исследователей приобретает теоретическую и практическую значимость. Для выявления наиболее эффективных практик гражданского образования, направленных на развитие культуры публичной политики в современном российском обществе, автор ставит и последовательно решает шесть исследовательских задач. Цель, задачи, объект и предмет исследования взаимообусловлены, сформулированы корректно. 2. Оценка результатов, полученных автором ВКР Поставленные магистрантом задачи исследования решены. Работа написана самостоятельно. Опираясь на научные подходы и концепции, разработанные и предложенные зарубежными и отечественными исследователями, находящиеся в рамках тематики выпускной квалификационной работы, автор на примере Швеции, Финляндии и России выявляет и анализирует механизмы формирования и осуществления публичной политики. Предложив собственной определение культуры публичной политики как совокупности определенных ориентаций и установок гражданина по отношению к сфере публичной политики, существующим в публичном пространстве социально политическим институтам и осуществляемой в его рамках различными акторами деятельности, а также своей собственной роли как субъекта публичной политики, исследователь устанавливает зависимости формирования культуры публичной политики от особенностей формирования пространства публичной политики в каждой стране, а также сущностные характеристики ценностно-культурного взаимодействия государства и гражданского общества в публичной сфере. Это можно отметить как достижение магистранта. Следует отметить весьма успешную попытку автора проанализировать различные показатели и индикаторы, указывающие на степень развитости личностного, когнитивного и деятельностного компонентов гражданской компетентности россиян, а также федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования на предмет присутствия в них элементов гражданского образования, направленного на развитие культуры публичной политики у российских граждан. Выводы, которые делает автор, следуют из поставленных во введении задач, они корректны и содержательны. Особым достоинством работы является стремление Смирновой Ю. сформулировать собственную позицию, дать авторское определение, при этом уважительно относясь к опыту исследователей. Интересными представляются сравнительная таблица путей и способов формирования и осуществления публичной политики в Швеции, Финляндии и России, а также сравнительная таблица элементов гражданского образования в структуре федеральных государственных образовательных стандартов начального (1-4 класс), основного (5-9 класс) и среднего (10-11 класс) общего образования, данные в Приложении. Оригинальные суждения автора о роли гражданского образования в механизме развития культуры публичной политики в современной России имеют определенный элемент новизны. 3.Степень анализа использованных источников Автор ВКР имеет глубокое представление о современной литературе по проблеме, об этом свидетельствует представленный раздел во введении. Большинством из указанных работ в списке использованной литературы (138 наименований) автор оперирует в самой работе. 4.Оценка выбранной методологии и ее реализации Теоретическую основу исследования составляют научные подходы и концепции, разработанные и предложенные зарубежными и отечественными исследователями, находящиеся в рамках тематики выпускной квалификационной работы. Используя концепцию публичной сферы (Р. Козеллек, Ю., Хабермас) автор исследует ее как особую коммуникативную среду, где формируется общественное мнение, выполняющее функцию критики и контроля по отношению к государству. Положительным является очевидное умение Смирновой Ю. сопоставлять классические теории с современными позициями авторов и использовать их выводы в своей работе (от Г.Алмонда, С.Верба до Н.В.Карповой, Г.А.Меньшиковой, Л.И.Никовской, В.Н. Якимца и В.Г. Белоуса. Автор использует компетентностный подход к гражданскому образованию, сформулированный А. Ю. Сунгуровым и Д. Б. Буянским, подходы факультетских ученых к изучению политического образования. Основными методами исследования, применяемыми в выпускной квалификационной работе, являются сравнительный анализ, традиционный (классический качественный) анализ текстов и метод вторичного анализа статистических (социологических) данных. Выбор этих концепций и методологий представляется вполне обоснованным. 5. Работа студента при написании ВКР Процесс написания выпускной квалификационной работы Смирновой Ю.Г. представляется образцом деятельности студента в вузе. На протяжении всего обучения в магистратуре ее отличали систематичность, плановость и последовательность, своевременность выполнения всех этапов исследования, постоянное чувство необходимости совершенствования материала, высочайшая дисциплина мышления, креативность, высокий уровень интеллекта. На каждом из этапов исследования она постоянно контактировала с научным руководителем. К критическим замечаниям относится рационально, способна к отстаиванию своих позиций. Активно участвовала в научной работе. Апробацию результатов своего исследования осуществила на четырех научно-практических конференциях с международным участием, выступив на них с докладами и опубликовав их. Отдельно подчеркнем опыт апробации работы в научных дискуссиях с иностранными студентами и исследователями во время включенного обучения в рамках академического обмена, проходившего в Университете Хельсинки. 6.Оценка оформления ВКР Работа Смирновой Ю.Г. полностью соответствует предъявляемым требованиям. Выводы: 1. Выпускная квалификационная работа полностью соответствует предъявляемым требованиям и может быть оценена на «отлично». 2. Смирнова Ю.Г может быть рекомендована к обучению в аспирантуре. Научный руководитель доктор политических наук, профессор, и.о. зав. кафедрой российской политики факультета политологии СПбГУ Радиков Иван Владимирович