Рецензия на выпускную квалификационную работу бакалавра Смирновой Арины Олеговны по теме «Концепция звукового ландшафта и проблема его восприятия кинозрителем» по направлению подготовки 035300 «Искусства и гуманитарные науки» Выпускная квалификационная работа, представленная к рецензированию, посвящена рассмотрению проблем звукового оформления фильма и взаимосвязи звукового ландшафта с визуальными составляющими кинообраза. Заявленная проблематика представляется весьма актуальной и лежащей на стыке нескольких дисциплин – теории кино, истории кино, психологии – что обуславливает междисциплинарный характер работы. Автор ставит своей целью исследование проблемы восприятия звукового ландшафта кинозрителем. В ходе исследования автор опирается на концепцию звукового ландшафта Р.Шаффера, теорию перцептивной нагрузки, а также на посвященные проблеме восприятия труды психологов и психофизиологов. Отдельное внимание уделено историческим аспектам развития звукозаписывающей технологии в кино, а также технической специфике создания и воспроизведения звукового ландшафта. Ключевым вопросом в аналитике звукового ландшафта для автора становится проблема синхронизации звука и изображения и возможные искажения, которые возникают при десинхронизации, а также при различных типах перевода. Автор предлагает собственную методику анализа звукового ландшафта, основанную на структурировании этого ландшафта по трем звуковым полям (ближнее, среднее и отдаленное), каждое из которых вмещает ряд определенных звуков или аудиальных образов. Выделение и ранжирование отдельных элементов звукового ландшафта проводится на основе взаимодействия каждого элемента со зрителем – насколько отчетливо тот или иной элемент выделен, подчеркнут и, следовательно, важен для зрительского восприятия, на какой громкости воспроизводится, в каких отношениях с происходящим на экране находится, как коррелирует с другими звуками. Предложенный способ дифференциации единого в зрительском восприятии звукового поля позволяет автору сделать вывод о том, что звук определяет степень вовлеченности зрителя в фильм, является ответственным за эффект присутствия. Связанные же с переводом нарушения или трансформации звукового ландшафта приводят к конструированию другого типа взаимодействия со зрителем и продуцируют новые, отличные от оригинала, смыслы. Крайне важным вопросом, затронутым в работе, является акцентирование неречевых элементов звукового ландшафта (различные шумы, не связанные с речью звуки, фоновый саундтрэк) как полноправных участников кинематографического нарратива. Автору удается продемонстрировать, каким образом эти элементы участвуют в формировании зрительских представлений и связанных с фильмом аффектов, и осуществить принципиальное различение между звучащим и привычно нагруженным смыслом словом и самим голосом фильма. Основной методологической предпосылкой работы является глубокая убежденность автора в том, что звук является доминирующей составляющей кинообраза, способной полностью трансформировать значение происходящего на экране. Безусловно, значение звуковой составляющей кинематографического образа нельзя недооценивать; однако, размышляя о способах и степенях вовлеченности зрителя в фильм, стоит все же принимать в расчет механизмы, связанные с взглядом, и рассматривать эффект присутствия или механику идентификации зрителя с героем/камерой как результат комплексного воздействия всех составляющих кинообраза. Также стоит отметить недостаточное, на наш взгляд, количество примеров, которые могли бы проиллюстрировать те иные выводы о природе аудиальной составляющей кинематографического изображения. Среди сильных сторон работы стоит отметить тщательную теоретическую проработанность темы, осведомленность автора в смежных и необходимых для исследования полях (в частности, психологии) и очевидную вовлеченность автора в технические аспекты работы со звуком в кинопроизводстве, что является несомненным преимуществом исследователя визуального поля. Текст написан соответствующим научным языком и отвечает предъявляемым к выпускным квалификационным работам требованиям. Полагаю, что работа заслуживает высокой положительной оценки. Рецензент ассистент каф. Междисциплинарных исследований и практик в области искусств Давыдова О.С.