Отзыв научного руководителя о выпускной квалификационной работе студентки факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета 16.С02-пс по направлению подготовки 37.05.01 — Клиническая психология Куликовой Алены Владимировны «Особенности агрессии у девушек с риском нарушенного пищевого поведения» Тема выпускной квалификационной работы Алены Владимировны Куликовой посвящены актуальной теме – в последние десятилетия во всем мире, в том числе и в России, наблюдается стремительный рост людей с избыточным весом или гипертрофированным стремлением к похудению. Культ еды, переедание или пищевой аскетизм, диетомания, обостренное внимание людей, особенно молодого возраста, к своему телу и внешности, следование завышенным эталонам физической привлекательности представляют собой различные виды пищевых девиаций и являются неполноценными формами психоэмоциональной адаптации современного человека к сложным реалиям современной жизни. А.В. Куликова начала психологическое исследование риска нарушения пищевого поведения еще в рамках курсовых научно-исследовательских проектов и целенаправленно приобретала не только теоретические знания, но и практические навыки в этой области. За время обучения в СПбГУ Алена Владимировна параллельно обучалась нутрициологии в академии NSA, освоила навыки персонального фитнес-тренера. Последние годы занимается консультированием девушек с проблемами, связанными с неудовлетворенностью своим телом. Таким образом, выбор темы ВКР определило устойчивый интерес ней и знание психологических особенностей девушек с риском развития нарушений пищевого поведения. Алена Владимировна Куликова не только сама выбрала направление своей научного исследования, но и полностью самостоятельно организовала его реализацию. К сожалению, в условиях пандемии, в которых осуществлялась задуманная работа, А.В. Куликова смогла осуществить сбор эмпирических данных только в формате онлайн, однако опыт непосредственного контакта с девушками с такими проблемами позволил и создать проект научного исследования, и вдумчиво проанализировать полученные результаты. В своей работе А.В. Куликова использовала не только специализированные психодиагностические методики, но и разработала авторскую анкету и модифицировала методику Розенцвейга, направленную на изучение фрустрационных реакций, включив в стимульный материал дополнительные сюжеты, связанные с самоповреждением, пищевым поведением и телосложением. На протяжении всей работы над ВКР А.В. Куликова проявила себя как заинтересованный, ответственный, исключительно требовательный к себе молодой специалист. Сочетание самостоятельности и готовности учесть критические замечания и советы руководителя делало взаимодействие с ней плодотворным. Проведенное исследование свидетельствует о сформированности у студентки таких профессиональных компетенций, как умение разрабатывать дизайн научного исследования и подбирать адекватный целям психодиагностический инструментарий разного типа, анализировать и интерпретировать полученные результаты. Ограничение объема выпускной квалификационной работы не позволило осветить в ней в равной мере все аспекты полученной в исследовании информации (так, часть из них, подробно описанная в курсовой работе, представлена здесь фрагментарно); изложение результатов сфокусировано на категории аутоагрессии. Стремление понять психологические механизмы самоповреждающего поведения у девушек с разной выраженностью нарушения пищевого поведения, тщательный анализ особенности их реагирования в ситуациях фрустрации, позволило достичь цели исследования. Результаты изучения аутоагрессии, сопоставление ее с механизмами защиты и совладания представляют несомненный научный интерес, отличаются новизной и могут быть полезными при разработке программ психологической помощи девушкам с проблемами пищевого поведения. А.В. Куликова подготовила к защите выпускную квалификационную работу, полностью отвечающую всем необходимым требованиям. Полученные результаты характеризуются новизной, оригинальностью и могут быть рекомендованы к публикации Научный руководитель: к.пс.н., доцент кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций СПбГУ Э.Б. Карпова 24 мая 2022 г.