ОТЗЫВ на выпускную квалификационную работу Марфы Максимовны Русановой «Язык страха в романе-трилогии Ф. Сологуба “Творимая легенда”» Интерес М.М. Русановой к русской литературе, и шире — русской культуре, первой трети XX в. уже можно назвать устойчивым. Он проявился еще 2 курсе бакалавриата. Профессиональное становление М.М. Русановой происходило в семинаре проф. С.Д. Титаренко. Именно С.Д. Титаренко научила М.М. Русанову азам филологической работы, познакомила с широким кругом исследовательских направлений, связанных с изучением русской литературы Серебряного века, ввела в проблематику междисциплинарных исследований и обучила методике анализа такого типа. Под руководством этого опытного, заботливого, внимательного наставника М.М. Русанова сделала свои первые шаги в профессии, подготовила первые научные доклады, которые успешно представляла на молодежных научных конференциях. Результатом этой учебы стало проведенное М.М. Русановой исследование, посвященное трансформации готической традиции в прозе В.Я. Брюсова. Данная работа была представлена в качестве выпускного квалификационного сочинения при окончании бакалавриата и показала, что М.М. Русанова — вполне сформировавшийся молодой ученый. Без педагогической и научной школы, пройденной в семинаре С.Д. Титаренко, и настоящая работа не могла бы состояться. Для своей магистерской диссертации М.М. Русанова выбрала тему, связанную с междисциплинарной проблематикой. Ее заинтересовало такое относительно молодое и активно развивающееся направление, как эмоционология. Применительно к области литературы в задачи данного направления входит изучение различных способов изображения и передачи эмоций в художественном тексте, выявление, анализ и концептуализация семантического ореола, который может возникать у текстовых элементов, репрезентирующих повторяющиеся следы эмоциональных реакций или состояний. Именно наличие такого ореола позволяет утверждать, что перед нами не просто фиксация психофизиологической стороны жизни субъекта повествуемого мира, но область знаков и значений, которая — при условии известной степени системности — формирует уже особый язык, а на следующем уровне сложности может быть отражением и/ или одним из воплощений особой, свойственной данной культурно-исторической эпохе эмоциональной культуры. М.М. Русанова самостоятельно проделала большую работу по изучению отечественных и зарубежных трудов, являющихся теоретической базой современной эмоционологии, выработала методику для изучения сложного литературного материала, тщательно его проанализировала и построила на результатах этого анализа концепцию языка страха в романе Ф. Сологуба «Творимая легенда». Отдельного внимания заслуживает предпринятое М.М. Русановой сопоставление этого языка с типологически близкими, по мнению автора диссертации, конструкциями, которые можно выделить в романах раннего соцреализма. Это сходство на данном этапе работы представлено скорее как гипотеза, требующая дальнейшей проверки и анализа. Однако такой шаг характеризует М.М. Русанову как исследователя, открытого к поиску нестандартных решений, свободного от стереотипов в своей научной практике. На мой взгляд, это важное качество и человека, и ученого. Остается только пожелать успехов М.М. Русановой в ее дальнейшей профессиональной деятельности.