Отзыв официального рецензента на выпускную квалификационную работу Светличной Юлии Владимировны «Специальные мероприятия как инструмент государственного PR», бакалавриат, направление «Реклама и связи с общественностью», очное обучение Тема дипломной работы актуальна и интересна. Интересный парадокс отмечает дипломница - губернатор Санкт-Петербурга, являясь публичным политиком, остается непубличным человеком. Что создает известные сложности для формирования его имиджа. Насколько специальные мероприятия с участием губернатора компенсируют пренебрежение популярными коммуникативными технологиями, выясняет дипломница. Именно так и сформулирована цель работы: « определить необходимость использования специальных мероприятий в государственном PR» (с.3). Положения, выносимые на защиту: 1)Специальные мероприятия играют значительную роль в системе государственного PR даже в эпоху развития современных технологий. 2) Формирование позитивного имиджа государственного деятеля во многом зависит от его публичности. 3) Специальные мероприятия являются основным инструментом взаимодействия Губернатора Санкт-Петербурга Полтавченко Г.С. с горожанами, - не вызывают возражений. В главе 1 «Специальные мероприятия в системе государственного PR: теоретические аспекты исследования» автор знакомит нас с понятием государственного PR, описывая его функции, уровни и особенности. Отдельный параграф отведен рассмотрению специальных мероприятий, которые в данной работе определены в качестве «инструмента PR». Параграф 3 «Специальные мероприятия в системе государственного PR в эпоху развития инновационных технологий» знакомит нас с потенциалом интернет-технологий их обширного инструментария в формировании представлений об «открытости» государственных властных структур и персоналий. В качестве замечания к главе 1 следует отметить отсутствие определения понятия  «имидж политика», ведь предмет исследования определен как «специальные мероприятия как основной инструмент формирования имиджа Губернатора Санкт-Петербург» (с.3). Вторая глава «Необходимость и эффективность использования специальных мероприятий на примере деятельности Губернатора Санкт-Петербурга Г.С.Полтавченко» в полной мере носит исследовательский характер. Параграф 1 «Рейтинги как инструмент оценки эффективности в государственном PR» - построен на материалах нескольких ранее опубликованных исследований, которые автор сопоставляет и использует дальше для сравнения уже со своими собственными данными. Особенно интересным является параграф 2 «Анализ комментариев в социальных сетях как инструмент оценки имиджа Г.С. Полтавченко». Методика выведения неофициального рейтинга изложена достаточно подробно. Выбор интернет-площадок («Красивый Петербург» и портал «Change.org») для этой процедуры не вызывает возражений. Методика исследования изложена достаточно подробно. Однако, после комментария к полученным данным, большая часть которых имеет негативную коннотацию, не совсем логично выглядит вывод на стр.74. « В результате, мы можем сказать, что официальный рейтинг губернатора Санкт-Петербурга Г.С.Полтавченко, представленный на сайтах фонда «Общественное мнение», «Фонд развития гражданского общества» и «Медиалогия», практически однороден с мнением пользователей портала Change.org и группы "«Красивый Петербург» в VK. Лидер северной столицы имеет стабильный и положительный имидж в государственной среде не только в своем регионе, но и по России в целом». Параграф 3 гл.2 «Использование специальных мероприятий в формировании благоприятного имиджа государственного деятеля» построен на материалах анкетированного опроса, проведенного автором диплома, и знакомит с тем немногочисленным набором коммуникативных инструментов, которыми пользуется губернатор северной столицы в информационно-имиджевых целях. Есть вопрос к методике составления вопросов в анкете «Анкета для изучения общественного мнения жителей Петербурга о деятельности Г.С. Полтавченко». Почему из 7 вопросов нет ни одного об отношении респондентов к деятельности. На наш взгляд, анкета не продуктивна в части выяснения мнения о губернаторе и оценке его имиджа. В Заключении автор суммирует выводы своего исследования и констатирует, что «специальные мероприятия являются основным (и эффективным) инструментом взаимодействия Губернатора Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко с горожанами». (с.94). Помимо вышеуказанных замечаний нельзя обойти вниманием следующие:  Нет пояснений, что имеет в виду автор под термином «международные транскорпорации» (с.6).  Вызывает недоумение высказывание автора на стр. 48: «Одним из самых успешных ораторов последнего десятилетия по праву можно признать А. Гитлера». Однако, несмотря на высказанные замечания, в целом, ВКР представляет собой законченное, самостоятельное исследование. Структура работы отвечает поставленным задачам. Эти задачи успешно выполнены. Текст ВКР является самостоятельным исследованием. Согласно данным системы Blackboard СПбГУ, заимствования составляют 11 %. Выпускная квалификационная работа соответствует всем нормам и требованиям к работам подобного рода и заслуживает положительной оценки. С. А. Глазкова доцент кафедры связей с общественностью в бизнесе института «ВШЖиМК» СПбГУ кандидат социолог.наук 15 мая 2016г.