Рецензия на выпускную квалификационную работу Анны Александровны Вилковой «Повествовательные стратегии в детской литературе (на примере произведения Роальда Даля)» Работа А.А. Вилковой посвящена весьма своеобразному произведению детской литературы, в свое время снискавшему неоднозначную оценку, однако снискавшему немалую популярность. Повесть Роальда Даля «Джеймс и чудо-персик» ругали и едва ли не запрещали, уж слишком она не вписывалась в общепринятые представления о том, каким должен быть текст, предназначенный для детской аудитории. Тем интереснее рассмотреть поэтику повести и применяемые в ней повествовательные стратегии. А.А.Вилкова начинает с обстоятельного теоретического вступления, демонстрируя знание современных литературоведческих концепций, но, к сожалению, не проявляет системности мышления, в результате чего в одном ряду оказываются иногда весьма далекие друг от друга идеи, и страдает ясность изложения. Также не до конца прояснен вопрос с сущностью детской литературы как таковой, хотя по данному вопросу автор работы предлагает немало интересных замечаний, позволяющих вплотную приблизиться уже непосредственно к выбранному предмету рассмотрения. Сам разбор повести убедителен и отличается полнотой, автор работает с базовыми категориями художественного мира (хронотоп, персонажи) и уделяет внимание деталям, причем подробно оговорено понимание Далем традиционного дидактизма детской литературы, выливающееся в специфическую трактовку традиционных сказочных мотивов и своеобразную игру с читателем. Сущность нарративных стратегий Даля – именно в том, чтобы установить контакт с юным читателем на новых основаниях, отталкиваясь от определенной традиции и культуры восприятия. К сожалению, в оформлении работы присутствует некоторая небрежность (ссылки, опечатки, неполнота библиографии), что не отменяет следующего факта: работа соответствует предъявляемым требованиям и заслуживает высокой оценки. Научный руководитель: к.ф.н., доц. филол. ф-та СПбГУ Липинская Анастасия Андреевна