Рецензия на выпускную квалификационную работу Вакиной Александры Владимировны «Эмоция как симптоматика культуры (на примере итальянской литературы периода фашизма)» Тема выпускного квалификационного исследования А.В. Вакиной, безусловно, актуальна, поскольку антропологический ракурс понимания является одним из основных в современной науке о культуре. Можно сказать, что автор обращается к «модной» в современной научной проблематике парадигме исследования, ни в коем случае не вкладывая в это определение коннотации временности и конъюнктурности. Напротив, оригинальный угол зрения на классические литературные и кинематографические нарративы позволяет по-новому оценить, казалось бы, достаточно изученный художественный материал в контексте культурного процесса. В данном случае изучение эмоции (в частности, феномена скуки) позволяет определить симптоматику культуры, выявить её сущностные характеристики. Хочу отметить, что заявленная тема хороша тем, что может дополняться новым эмпирическим материалом. Автор, обратившись к более ранним или более поздним культурным этапам, может привлечь и иной эмпирический материал, и широкий спектр теоретических работ, появившихся в то время, что формирует продуктивную будущность исследованию, посвященному заявленной теме. Структура работы традиционная, что оправдано логикой анализа материала: исследование состоит из пяти глав, разделенных на параграфы, введения, заключения и списка литературы. А.В. Вакина обращается к вполне репрезентативным историко-культурным фактам, исследует наиболее показательные тексты (в широком смысле понятия), выявляющие экзистенциальную и социальную сущность феномена скуки, обращается к истории вопроса, привлекая основные историко-культурные и философские исследования. Автор выпускной квалификационной работы демонстрирует сформировавшееся умение высказывать суждения, подтверждать их примерами, аргументировать выдвигаемые тезисы, используя основные культурологические термины и понятия. В качестве замечания отмечу следующее: во избежание некоторой дезориентации читателей необходимо обратить внимание на формулировку названий частей работы. Безусловно, вполне понятно стремление автора «красиво» и «симметрично» выстроить структуру текста. Однако возникает вопрос: не идет ли это стремление вразрез с интенциями самого материала, учитывая тот факт, что мы имеем дело со сферой художественной, шире - гуманитарной? Не было бы продуктивнее, например, содержание 5 главы (столь небольшой по объёму) частично отнести во введение (влияние идеологии и социальных практик фашизма на возникновение феномена скуки в культуре Италии), частично в заключение (пост реакция)? Возможно, в название 4 главы следовало бы включить указание на то, что исследуется в первую очередь и в большей степени сюжетная, литературная (как наиболее показательная для изучения проблемы) компонента кинофильмов, тем более, что так оно и есть в работе. Это указание обозначило бы связь данной главы исследования с двумя предшествующими, принимая во внимание то, что в названии выпускной квалификационной работы есть уточнение: «на примере итальянской литературы…». Выполняя важный, но внутренне не близкий мне долг рецензента, сделаю ещё одно небольшое «языковое» замечание: стилистически несколько смущают формулировки «появление скуки как следствие… контекста…», «отражение… контекста в жизни…». Полагаю, что контекст и складывается из всего, в том числе и феномена скуки. Вне всякого сомнения, А.В. Вакина как исследователь имеет дело со сложными, по-разному и далеко не всеми определяемыми рационально категориями и понятиями. Затруднения, испытываемые исследовательницей, понятны и объяснимы. Вследствие этого тем более должна быть оценена отвага автора, обратившегося к столь специфическому и очень интересному материалу. Замечания не снижают общего положительного впечатления от работы и вполне могут быть рассмотрены в качестве советов для дальнейшего исследования темы. Специфика замечаний свидетельствует о перспективности данной выпускной квалификационной работы на соискание степени «бакалавра» и о возможности создания на её основе магистерской диссертации. Исследовательское сочинение А.В. Вакиной соответствует требованиям, предъявляемым к работам данного типа. Автор справился с поставленной задачей, тема раскрыта, материал, представленный в «Списке литературы», изучен и по объему достаточен для выпускной квалификационной работы на соискание степени «бакалавра». Работа заслуживает высокой положительной оценки. Кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русской философии и культуры А.Н. Колосков