Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу Чаптыкава Д.В. Экзистенциальные основания повседневности: здравый смысл и рефлексия Основной интенцией настоящей работы является своеобразная феноменологическая тематизация повседневности. Как и положено феноменологу, автор осуществляет своеобразное "погружение" в пространство повседневности, в котором, чтобы не потеряться и не раствориться выбирает "путеводную нить" языка. Выбора язык в качестве способа доступа к повседневности обусловлен не только свершившимся лингвистическим поворотом, но и способом представленности, отчета в повседневности, и, разумеется, тем тематическим швом, по которому сходятся аналитическая традиция и феноменологически окрашенная экзистенциальная философия. В контексте так понятого погружения в повседневность вполне логичным выглядит переход от обыденной коммуникации к СМИ и уже из расчерченной территории "слухов", "толков", мессаджей повседневности к человеку в его способности быть с собой наедине. Весьма ориганильным в этом смысле является указание на смещение сакрального пространства из области трансценденции в ее классическом смысле, связанном с пространствами мистерии или храма в область "профанного" для классики и даже низменного – рынка (супермаркета). Такое движение от растворенности в повседневности к обнаружению себя или в другом модусе невозможности такого обнаржения выводит к явленности экзистенциал растерянности. Последний раздваивает горизонт возвращения: возвращения к собственному способу экзистирования и возвращения к состоянию нерастерянности, повседневной укорененности. Повседневная укорененность или укорененность в повседневности позволяет тематизировать здравый смысл как способ проверки самой философии в ее классических интенциях на состоятельность. Реконструкция здравого смысла, вполне корректно проведенная автором, позволяет представить работу со здравым смыслом как интерпретацию "искусства обращения", поворота и даже разворота рефлексии. Здесь, как представляется Чаптыков Д.В. пытается показать способ сборки "обыденного мира", "обыденного рассудка" как своего рода практику здравого смысла. Последнее вновь возвращает нас к экзистенциальному измерению противопоставляя найденный экзистенциал растерянности ужасу. Тем самым обосновывается тезис о том, что здравый смысл и рефлексия в своем взаимоограничении, игре трансформаций и взаимовлияний вклиниваются в пространство экзистенции, задавая, таки образом, экзистенциальные основания повседневности. В ходе проделанной работы автор демонстрирует не только личную вовлеченность, но и скромность, ибо делает больше, чем обещает. Заявленное во введении уточнение понятий является, как представляется, всего лишь необходиым инструментом для раскрытия более глубокой и сложной проблемы анализа повседенвности, взятой в измерении ее обыденности. Хочется отметить, что автор несомненно владеет терминологическим и категориальным аппаратом, реконструкция традиции здравого смысла и концептуализация обыденности произведены методологически и тематически корректно, тезисы и аргументация работы – вполне доказательны и обоснованы. На основании вышеизложенного можно заключить, что выпускная квалификационная работа Чаптыкова Д.В. является самостоятельным, законченным исследованием, соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам данного уровня, и заслуживает оценки "отлично". К.ф.н., ст.преп. кафедры Онтологии и теории познания Мавринский И.И.