Рецензия на дипломную (выпускную квалификационную работу) Алисы Вадимовны Зайцевой «Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге. Изменения архитектурного облика и этапы реставрации (1730-2000 гг.)» Актуальность заявленной темы обусловлена тем, что, не смотря на большое количество научной литературы по заявленной теме, можно наблюдать дефицит работ комплексного характера, основанных на анализе широкого круга источников, с обобщением данных всей имеющийся литературы, включая самые последние публикации. Актуальность изучения изменения архитектурного облика и реставрационных этапов дворца А.Д. Меншикова на Васильевском острове в Петербурге, безусловно, определяется также уникальностью самого архитектурного памятника: это самое раннее из сохранившихся каменных зданий города (Летний дворец Петра I начали строить на полгода позднее). Кроме того, здесь сохранилась подлинная отделка нескольких интерьеров, четыре из которых уникальны тем, что все стены и потолки в них облицованы голландской расписной фаянсовой плиткой первой четверти XVIII в. Основными источниками дипломной работы А.В. Зайцевой была избрана научная литература и ряд графических материалов. Алиса Вадимовна в своей работе подошла комплексно, объединила и проанализировала все основные труды по теме. Таким образом, работа представляет собой первое комплексное исследование по заявленной теме. Положенный в основу работы проблемно-хронологический принцип не вызывает возражений. Построение работы также является вполне логичным: от истории изучения дворца, выявления основных письменных и графических источников, через показ истории создания, существования и переделки дворца до 1917 года к изучению музеефикации, исследования и реставрации дворца во второй половине XX в. и созданию в интерьерах музейной экспозиции. Работа написана хорошим языком и оформлена в соответствии с требованиями, выдвигаемыми к подобного рода работам. Вместе с тем, работа не лишена некоторых недостатков. Вне поле зрения автора остался научный каталог по дворцу А.Д. Меншикова, изданный в 1986 г. (Калязина Н.В., Дорофеева Л.П., Михайлов Г.В. Дворец Меншикова: Художественная культура эпохи. История и люди. Архитектурная хроника памятника. М., 1986). Есть ошибки и неточности в названиях. Так, помещения, в которых сохранилась подлинная отделка, А.В. Зайцева называет «Варвариной половиной», тогда как во дворце Меншикова есть только «Варварин покой», занимающий одно помещение. В работе содержатся несколько явных описок и неточных формулировок: а). На с. 3: «С 1711 г. Дворец принадлежал Светлейшему князю А. Д. Меншикову». Эта часть Васильевского острова принадлежала А.Д. Меншикову с 1704 г., а с августа 1710 года он там начал строить этот каменный дворец. б). На с. 12: «в 1840-е гг. дворец потерпел утраты шести скульптур на аттике, княжеских корон и 12 ваз, а герб над главным входом был заменен на герб Первого Кадетского корпуса» - все эти события происходили в 1740-е гг. в). На с. 46: «Ориентируясь на интерьеры восточной половины дворца и документы из Меншиковского дворца в Ораниенбауме, изготовили детали интерьера западной половины дворца». Не совсем корректное построение фразы, речь идет не о документах из Менишковского дворца в Ораниенбауме (там не сохранилось документов), а об описи этого дворца 1728 г., которая отложилась фонде «Канцелярии от строений» (Ф. 467) РГИА. Требуют корректировки представленные автором сведения об отделке и реставрации «плитковых» интерьеров. А.В. Зайцева пишет о том, что плитки были сделаны в Делфте. На самом деле плитки в интерьерах дворца Меншикова были сделаны на мануфактурах Роттердама, Амстердама, Утрехта и Харлингена. Автор пишет, что при реставрации в конце XIX в. было заказано в Голландии 5700 плиток, тогда как был сделан заказ на 6100 плиток. В работе присутствует небрежность в оформлении списка использованной литературы, составленного не по алфавиту. Впрочем, высказанные замечания не снижают общей высокой работы Алисы Вадимовны Зайцевой, которая проявила себя самостоятельным и вдумчивым исследователем. В целом же следует сказать, что А.В. Зайцева написала самостоятельное и оригинальное исследование, в котором проявилась ее склонность к научно-исследовательской работе. Рецензируемая работа, несомненно, заслуживает высокой оценки. Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа Е.А. Андреева