РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося 4 курса основной образовательной программы БАКАЛАВРИАТА СПбГУ по направлению «Международные отношения» Платоновой Елены Алексеевны на тему: Сравнительный анализ технологий и методов лоббирования в России и Великобритании Оценка качества ВКР № п. п. Критерии оценки (проверяемые компетенции) Баллы оценки: • отлично (5) • хорошо (4) • удовлетворительно (3) • неудовлетворительно (2) Комментарии к оценке 1. Актуальность проблематики (ОКБ-3, ПК-19, ПК-24) 5 Актуальность исследования не вызывает сомнений. 2. Корректность постановки цели, взаимосвязанность цели и задач (ОКБ-5, ПК-19, ПК-24) 5 Достижение цели связано с реализацией поставленных задач исследования 3. Степень разработанности источниковой базы и качество критики источников (АОМ: ПК-17; АМ: ОКМ- 24; ПОМ: ОКМ-18, ПК-13) 5 В целом адекватный подход к подбору источниковой базы, критическое отношение к различным источникам. 4. Полнота и разнообразие списка использованной литературы (АОМ: ПК-17; АМ: ОКМ- 24; ПОМ: ОКМ-18, ПК-13) 4 В целом достаточно развернутый список литературы. Интересна была бы критика российского «лоббирования» и литература по этому направлению. 5. Соответствие методов исследования поставленной цели и задачам (ОКБ-6, ПК-27) (факультативно) 5 Соответствуют. 6. Соответствие результатов ВКР поставленной цели и задачам (ОКБ-5; ПК-19, 21, 24) 4 В целом не вызывают нареканий. Вместе с тем хотелось бы обратить внимание на сложность сопоставления понятия лоббирования в России и Великобритании уже на уровне содержания термина, что делает сравнение данных подходов и построение выводов неоднозначной задачей. 7. Качество оформления текста (ОКБ-1, ПК-19, 21) 5 В целом не вызывает нареканий Средняя оценка: 5 1. Заключение/рекомендации членам ГЭК: Работа содержательно представляет собой законченное исследование, соответствующее требованиям, предъявляемым к исследованиям. Работа подготовлена самостоятельно с привлечением источников и литературы. Спорной частью работы является сама идея сопоставления лоббирования в России и Великобритании ввиду различных правовых традиций и подходов, разного отношения к частной собственности и средствам производства, разной политической ситуацией и зависимости бизнеса от политики. В связи с этим вопрос о том, а есть ли в России лоббирование в терминах англо-саксонской традиции представляется открытым и автор очень осторожно и уклончиво рассуждает на этот счет и не дает однозначного ответа. 2. Рекомендованная оценка: __отлично_______ «19» мая 2016 г. Доцент кафедры американских исследований , к.п.н., Ярыгин Г.О.