Рецензия на выпускную квалификационную работу бакалавра Атановой Александры Александровны «Эпистемология художественного опыта: лингвистический аспект». Проблема определения художественной ценности искусства в аналитической философии искусства, как и оценка художественного опыта в философии средствами аналитической философии, является актуальной в силу отсутствия критериев и терминологии в данной сфере.Эпистемологические и лингвистические основанияхудожественного опыта,особенности восприятия и выражения, их соотношение и возможности гармонизации критериев – таковы основные задачи исследования. В связи с этими задачами рассмотрены проблемы достоверности художественного опыта, язык его выражения, лингвистическая форма и критерии эстетической актуальности. Решение этих проблем способствует возможности комплексного изучения художественного опыта и созданию единой теории художественного опыта. Проведенный эпистемологический анализ художественного опытадолжен стать заключением о его познавательнойфункции. Основываясь на идеях Нельсона Гудмена, исследующего мир искусства, автор работы показывает, чтосам процесс восприятия являетсяконструирующим актом, восприятие художественного опыта проявляетформирующий характер в отношении как воспринимаемого, так ивоспринимающего, тоесть формирующая функция восприятияхудожественного опыта носит тотальный характер. При этом восприятие художественного опытазаключается в незаинтересованном созерцании и в свободной деятельностивоображения. Миры, творимые восприятием, внутренне непротиворечивы и функционируют символически. И для аналитической философии миры определяются языком, как особымсимволическим порядком, т.е. миры искусства представляют собой особыесимволические порядки.Художественная реальность как совокупность символических форм имеет собственный онтологический статус. Поскольку социокультурная общность характеризуется и определяется впервую очередь языком, постолькуесть язык искусства, выражающий художественный опыт.На этом основании предпринимается лингвистический анализхудожественного опыта.Именно язык искусства становится предметом рассмотрения.Выделяютсянекие структуры, делящие его на части, в рамках школы, стиля. Однако, художественный образ всегда уникален, поэтому уникальна еголингвистическая форма.Особенностью произведений искусства как комплексныхлингвистических знаков является их метафоричность.У метафоры нет прямогои косвенного, переносного смысла. В ней следует видеть не комбинацию изотдельных смысловых аспектов нескольких слов, а разрыв в устоявшемсяязыке, который по мере вхождения метафоры в язык зарастает. В заключение работы, констатируется, что гармонизация критериев эпистемологического и лингвистического анализахудожественного опыта возможна, и более того, два этих подхода представляютсобой два различных аспекта единого по сути анализа. Работа выполнена на высоком уровне рефлексии. Поставленные задачи выполнены. При использовании ограниченного списка литературы изложение материала раскрывает последовательно все стороны анализа проблемы. Работа заслуживает отличной оценки. Доктор философских наук, профессор кафедры истории философии Института философии СПбГУ А.С. Колесников 12.05.2016