РЕЦЕНЗИЯ НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ ОСИПОВОЙ Я.И. НА ТЕМУ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ». В выпускной квалификационной работе Осиповой Яны Игоревны "Профессиональная адаптация учителей общеобразовательной школы" рассматривается адаптация учителей в контексте профессионального здоровья и деятельности. Тема представляется актуальной, поскольку в связи с реформой системы образования предъявляются новые требования к учителям, и важно выяснить, насколько успешно они адаптируются к новым условиям деятельности и как эти условия сказываются на их профессиональном здоровье. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три главы, выводы, заключение и практические рекомендации. В первой главе рассматриваются теоретические подходы к исследованию феномена профессиональной адаптации учителей. Раскрывается понятие адаптации, профессиональной адаптации, профессионального здоровья. Приводится понятие дезадаптации и причины ее возникновения. В обзоре литературы отдельное место уделяется описанию личностных особенностей учителей, а также их профессионально важных качеств. Приводятся и раскрываются кризисы профессионального развития учителей, а также особенности профессиональной адаптации в рамках общеобразовательной школы. Автор делает выводы по первой главе, обобщая рассмотренный материал. Вторая глава посвящена методам и организации эмпирического исследования. Выборка составляет 60 человек, что можно считать достаточным для данного исследования. Выбранные методы исследования соответствуют целям и задачам работы. Подробно описаны все используемые методики, а также процесс сбора и обработки данных. Глава три посвящена описанию результатов исследования, а также их обсуждению. Получены важные результаты, показывающие, что стаж работы в школе имеет положительную связь с показателями дезадаптации. Высокая социальная адаптация отрицательно связана с удовлетворенностью работой. Социально-психологическая может осуществляться за счет самоконтроля и целеполагания, открытости миру. Важным результатом можно считать положительную связь наличия собственной семьи и высокого уровня адаптации. Полученные результаты имеют большую практическую значимость и могут быть использованы в профилактике профессионального выгорания у учителей. Список литературы включает в себя 52 источника, в том числе на иностранном языке. Однако помимо указанных достоинств, работа содержит некоторые аспекты, требующие доработки. Так, например, ссылки в теоретической главе не всегда оформлены в одинаковом стиле. Сравнительный анализ показателей социально-психологической адаптации и дезадаптации учителей с разным стажем работы делается на уровне значимости в пределах только тенденций, но никак не высокого уровня значимости, позволяющего судить о наличии действительно достоверных различий (таблица 6). Выполнен факторный анализ полученных данных, но он не полностью проанализирован и не указаны цели его осуществления (рисунок 3 в главе 3). Кроме того, в введении указывается на наличие практических рекомендаций, однако в работе они приведены так и не были, хотя их присутствие могло бы значительно обогатить практическую значимость проведенного исследования. В целом, указанные недочеты не снижают достоинство выпускной работы, она соответствует квалификационным требованиям к выпускным квалификационным работам специалиста и заслуживает оценки "отлично". Главный специалист Санкт-Петербургского ГБОУ ДПО СПб межрегионального Ресурсного центра Старикова М. А.