Рецензия на дипломную работу студентки кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей Гвоздевой Любови Петровны на тему «Особенности взаимодействия матерей и недоношенных младенцев в стационаре в ситуации кормления» Дипломное исследование Л.П. Гвоздевой посвящено изучению психологических аспектов взаимодействия в системе «мать-ребенок» при становлении грудного вскармливания, в ситуации выраженного стресса. Актуальность темы исследования имеет межотраслевой характер. Возрастающие медико-технические успехи в выхаживании и лечении детей, родившихся раньше предполагаемого срока, создают условия для благоприятного развития ребенка в дальнейшем, но требуют выраженного напряжения ресурсов женщины для становления оптимального взаимодействия с ребенком. Грудное вскармливание имеет особенную ценность не только для становления здоровья младенца, но и создания условий для благоприятных взаимоотношений в диаде «мать-ребенок». Кроме того, организация грудного вскармливания в ситуации выраженного стресса (нарушение здоровья ребенка сразу после рождения, разлучение, лечение в стационаре) требует внимательного отношения и социальной поддержки. Автором на основании обследования в стационаре 10 пар матерей с недоношенными детьми и 6 матерей с доношенными детьми с использованием анкетирования, видеометодики Аринциной-Ивановой и тестовых психологических методик, адекватных цели и задачам исследования (опросника Спилбергера-Ханина, шкалы депрессии Бека, методики «Личностный дифференциал») получены результаты, раскрывающие некоторые особенности взаимодействия матерей и недоношенных детей. В работе описан характер взаимодействия матерей и детей при кормлении в условиях стационара, и выявлены клинико-психологические аспекты адаптации матерей к преждевременному рождению детей, в том числе за счет ограничения грудного вскармливания и меньшей сформированности диады «мать-ребенок». Автором доказано, что уровень ситуативной тревожности у матерей недоношенных детей ниже, чем у матерей младенцев, родившихся в предполагаемый срок, а психическое состояние стабилизируется (личностная тревожность уменьшается) с получением лечения (с увеличением длительности госпитализации детей). При этом установки на успешное грудное вскармливание чаще изменяются на отрицательные (в том числе за счет рекомендаций врачей и трудностей со стороны ребенка), что определяет более высокие характеристики коммуникации и поведения при кормлении и сопряжено с поддержкой отца недоношенного ребенка. Несмотря на то, что специфических различий в процессе взаимодействия матерей с недоношенными детьми не выявлено, автор отметила отсутствие связи поведения матери с поведением ребенка при кормлении. В диаде «мать-доношенный ребенок» в ситуации кормления эмоциональное состояние матери определяет поведение и состояние ребенка. При этом выявлено специфическое взаимовлияние положительных представлений матери о недоношенном ребенке и эмоционального состояния ребенка в ситуации кормления. Значимым положением является положительное влияние консультативной помощи по вопросам грудного вскармливания на взаимодействие в диаде «мать-ребенок» и на питание недоношенного ребенка. Дипломная работа имеет общепринятую структуру, состоит из введения, основных глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений, изложена на 89 страницах. В целом, выпускная квалификационная работа соответствует требованиям, предъявляемым к работам такого уровня: посвящена актуальной теме, методологически обоснована, обладает теоретической и практической значимостью, раскрывает результаты экспериментального исследования. Вместе с тем, необходимо указать на некоторые замечания к работе: -описаны матери с детьми, наиболее успешно преодолевающие трудности госпитализации, но остался непредставленным качественный анализ поведения матерей, отказавшихся от участия в исследовании. -проанализированы количественные результаты математического анализа, но отсутствует качественная оценка наблюдаемых особенностей взаимодействия матерей с детьми; - доказано положительное влияние социальной поддержки в вопросах грудного вскармливания на взаимодействие матери и недоношенного ребенка, но отсутствуют рекомендации по организации такой поддержки. Достоинством работы является особая трудоемкость в организации и проведении исследования. Дипломная работа Гвоздевой Любови Петровны «Особенности взаимодействия матерей и недоношенных младенцев в стационаре в ситуации кормления» может претендовать на оценку «отлично». Доцент кафедры клинической психологии и психологической помощи РГПУ им. А.И. Герцена, канд.психол.наук Глухова Е.Д.