ОТЗЫВ научного руководителя на выпускную квалификационную работу студентки 6 курса вечернего отделения факультета психологии СПбГУ Матишевой Евгении Эдуардовны «Психологические особенности подростков с вегето-сосудистой дистонией в контексте их семейного окружения» Выпускная дипломная работа Матишевой Евгении Эдуардовны посвящена изучению психологических особенностей подростков с вегето-сосудистой дистонией и их семейного окружения в сравнении со здоровыми сверстниками. Важной и актуальной особенностью работы является комплексный характер исследования. Тема исследования, связанная с психосоматическим подходом в психологии была выбрана студенткой на первых курсах обучения. За время обучения на кафедре Психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей факультета психологии СПбГУ Матишева Е.Э. проявляла стойкий интерес к проблеме психосоматических заболеваний при написании курсовых работ и сохранила его в работе над дипломом. При написании дипломной работы Евгения Эдуардовна самостоятельно проводила обследование подростков с вегето-сосудистой дистонией, находящихся на лечении в детском стационаре, продемонстрировав, что она обладает навыками в организации и проведении психологического обследования детей в клинике, а также способна наладить контакт с медицинским персоналом. Работая над исследованием, дипломантка проявила понимание актуальности темы научного исследования, показала достаточную настойчивость и вдумчивость, способность к критическому осмыслению информации при изучении литературных источников в объеме, определенном требованиями, предъявляемыми к выпускной квалификационной работе, проявила творческий подход к составлению дизайна исследования и при его выполнении. В своей работе Евгения Эдуардовна использовала традиционные методы изучения эмоционального состояния и некоторых личностных характеристик у подростков, а также изучала особенности поведения детей с помощью редко применяемого в отечественных работах опросника для подростков Т. Ахенбаха, который широко используется в зарубежных клинических исследованиях. Применение этой методики в клинике, несомненно, способствует повышению качества клинических психологических исследований. Необходимо отметить достаточный уровень квалификации дипломантки при постановке задач исследования, большую самостоятельность, умение анализировать, структурировать и давать психологические интерпретации при проведении анализа первичной эмпирической информации и обсуждении результатов. Обработка данных исследования проведена адекватными методами математической статистики и была выполнена Евгенией Эдуардовной совершенно самостоятельно. Были обнаружены интересные взаимосвязи исследуемых характеристик подростков с вегето-сосудистой дистонией и их здоровых сверстников, показано, что структура взаимосвязей отличается в двух группах подростков. Следует отметить полноту обсуждения полученных результатов, сделанную дипломанткой, хороший научный стиль изложения, глубину понимания ею полученных данных. Результаты работы представляют практическую ценность, что создает возможность для их применения при психологическом сопровождении подростков с вегето-сосудистой дистонией во время их лечении. В целом, работа Матишевой Е.Э. соответствует требованиям, предъявляемым к выпускной квалификационной дипломной работе. Научный руководитель – к.пс.н., ст. преп. кафедры Психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей Аринцина И. А.