Рецензия на дипломную работу О.Ю. Кутенковой, на тему «УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ У БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ» по специальности 030302 – клиническая психология, специализация «психология кризисных и экстремальных ситуаций». выпускника факультета психологии по кафедре психологии кризисных и экстремальных ситуаций фГБУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ) Научный руководитель – к.м.н., доцент кафедры С.П. Шклярук Актуальность выполненной работы достаточно высока, о чем автор пишет во введении к работе (с.6-11), ссылаясь на исследования отечественных ученых. К актуальности можно добавить, что будущий специалист в любой профессиональной области, стремящийся быть успешной, реализовавшей себя личностью, должен обладать сформировавшимся самосознанием, чтобы справляться с возрастными кризисами и с кризисами профессиональной деятельности, а также с трудными жизненными ситуациями в целом. Именно в подростковом и старшем юношеском возрасте происходит формирование задатков для того, чтобы стать зрелой во всех смыслах личностью. Проблема развития профессионального самосознания является мало исследуемой областью изучения особенностей протекания этого процесса в период подготовки специалиста в вузе и имеет значение, как для практики, так и для психологической теории профессионального обучения и воспитания. Автор отмечает, что ранние исследования психологических особенностей будущих сотрудников МЧС проводились в русле педагогической специфики воспитания и не давали полной картины степени сформированности базисных убеждений, ценностных ориентаций, личностной идентичности и временной перспективы, и, как следствие, данных о трудности или легкости прохождения кризисов. Сравнительное исследование выше перечисленных характеристик у учащихся Кадетского пожарно-спасательного корпуса и учащихся школы, у курсантов СПбУГПС МЧС России и студентов СПбГУПТД, у сотрудников ЦУКС МЧС России по СПб и гражданского населения ранее не проводилось. Обзор литературы включает 1 раздел и 5 подразделов и посвящен анализу научной литературы по проблеме самосознания, его основных понятиях и компонентах, определению места самосознания в психической организации личности, личностной идентичности, базовым убеждениям, ценностным ориентациям и временной перспективе личности. Автор опирается на исследования отечественных психологов Л.И. Божович, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, П.Р. Чаматы, И.И. Чесноковой, Е.В. Шороховой, а также зарубежных – Дж. Милля, З. Фрейда, М. Джемса, К. Роджерса, А. Маслоу, Ч. Кули, Дж. Мида, Автор подробно останавливается на основной проблеме изучения самосознания, анализируя труды П.Р. Чаматы. Подробно описывает противоречия в мнениях отечественных и зарубежных психологов, касающиеся возникновения и формирования самосознания и основных его компонентов. Обзор изложен (с.12-23) на 12 листах компьютерного текста. Написан грамотным литературным языком, читается с интересом, автор глубоко познакомился с изучаемой проблемой, процитировано около 40 современных работ. К сожалению, после обзора отсутствуют краткие выводы, которые должны были логически обосновать проведение эмпирической части исследования. Оригинальность текста по данным проверки на предмет наличия/отсутствия неправомерных заимствований составляет 87.28%. В главе «Характеристика материала и методы исследования» описана выборка, методы и процедура исследования. Предмет и объект исследования, цель и задачи, которые автор планирует решить в ходе исследования, гипотеза исследования представлены во введении (с.8-10). Собственный материал, выполненный автором, изложен в главах 3-5 (с.29-111), и представляет результаты исследования групп учащихся КПСК и школьников (с.29-53), курсантов СПбУГПС МЧС России и студентов СПбГУПТД (с.58-85), сотрудников ЦУКС ГУ МЧС России по СПб и гражданских специалистов (с.86-111). В главе 6 представлены данные о динамике формирования самосознания в экспериментальных и контрольных группах. Изложение материала прекрасно иллюстрировано 62 рисунками и 340 таблицами. Статистическая обработка проводилась автором с применением анализа средних значений (критерий Манна-Уитни, критерий Краскала-Уолеса) и корреляционного анализа. По всем изучаемым параметрам автором при анализе данных результатов исследования даны адекватные комментарии, что говорит о высокой подготовленности автора в вопросах информатики. В конце каждой главы представлены промежуточные выводы, они логично вытекают из поставленных автором задач исследования (с.9-10). Выводы аргументированы добротно проведенным исследованием и анализом полученных результатов с использованием современных статистических методов. Гипотеза, выдвинутая автором в начале исследования, подтвердилась. В заключении приводятся результаты исследования, анализируются полученные данные (с.127-129). Основываясь на результатах, полученных в ходе исследования, автор делает вывод о том, что уровень сформированности ценностных ориентаций, личностной идентичности, базовых убеждений, мотивационной направленности и временной перспективы испытуемых экспериментальных групп достоверно выше, чем у контрольных групп. Автор предположила, что такая разница в уровне самосознания будущих и действительных сотрудников МЧС и гражданских лиц, связана со специальным обучением, способствующим формированию основ профессиональных и личностных качеств спасателя и пожарного. Автором изучен и проанализирован 41 источник литературы, в том числе 2 иностранных (с.130-132), что позволило ему глубоко ознакомиться с проблемой, проанализировать грамотно полученный материал и сформулировать заключение по результатам проведенной работы. Работа оформлена в классической форме, в ней представлены современные методы анализа, выбранные автором для оценки компонентов самосознания личности. Принципиальных замечаний по работе нет. В изложенном материале отмечаются некоторые стилистические погрешности, несмотря на то, что в целом работа написана хорошим литературным языком, с грамотным использованием научной терминологии, читается легко, с интересом, доступна для восприятия. Вместе с тем, есть замечание по оформлению таблиц в тексте. Однако это замечание не принципиально и не может влиять на качество выполненного исследования. Заключение Представленная на рецензию дипломная работа О.Ю. Кутенковой на тему «УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ У БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ» по специальности 030302 – клиническая психология, специализация «психология кризисных и экстремальных ситуаций», выпускника факультета психологии по кафедре психологии кризисных и экстремальных ситуаций, выполненная под руководством к.м.н., доцента кафедры С.П. Шклярука, является законченной квалификационной работой. Оформлена работа в соответствии с требованиями, предъявляемыми к таким видам работ, и заслуживает оценки «отлично». Автор О.Ю. Кутенкова, выполняющая данное исследование, является квалифицированным выпускником с достаточным запасом компетенций, включая и профессиональные, сформированные в процессе обучения в университете. Рецензируемая работа с оригинальностью текста в 87.28%, может быть представлена к открытой защите и рекомендована к публикации. Рецензент кандидат психологических наук, начальник отдела ПОУП ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России» Ю.В. Козлова