РЕЦЕНЗИЯ на дипломную работу А.Ю. Бурдюг «Особенности эмоциональной идентификации и индивидуального социального поведения у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях депривации» Работа А.Ю. Бурдюг посвящена изучению взаимосвязи способностей детей дошкольного возраста понимать эмоции окружающих и использовать эти способности при взаимодействии со сверстниками. Эта тема представляется актуальной, поскольку, как показала Анна в литературном обзоре, существуют разнообразные исследования, направленные на понимание эмоционального развития детей, и многочисленные работы, в которых изучаются характеристики взаимодействия детей со сверстниками. Однако при этом в литературе не представлено информации о том, насколько взаимосвязаны эти два феномена, и какова структура их взаимодействия в психическом пространстве детей с опытом депривации. В качестве основной группы исследования были выбраны дети, временно помещенные в учреждение государственной опеки, как правило, по заявлению их родителей. То есть, с одной стороны, эти дети не лишены родительского попечения, однако они имеют специфический ранний опыт, предшествующий их попаданию в учреждение, зачастую связанный с жестоким обращением и пренебрежением со стороны родителей. Безусловно, важно понять, как сказывается травматический ранний опыт на более поздних этапах развития человека – в данном случае, в дошкольном возрасте, на способностях детей понимать эмоции свои и окружающих и выстраивать конструктивные отношения со сверстниками. Данные исследования, предполагающего сопоставление с детьми нормативной группы из обычных семей, могут быть чрезвычайно полезны при выстраивании и реализации программ сопровождения детей в трудной жизненной ситуации, направленных на сохранение их психического здоровья. Работа имеет классическую структуру, содержит все необходимые компоненты. Уважения заслуживает кропотливая многочасовая работа автора по анализу полученных видеозаписей игры каждого ребенка со сверстниками, ведь на анализ одного только случая из 32 имеющихся уходит порядка двух часов. Второй метод, использованный в исследовании, также требует кропотливой работы и заключается в индивидуальном и достаточно длительном обследовании детей. Анна Бурдюг провела глубокую качественно-количественную обработку и анализ результатов, используя адекватные методы математической статистики. В связи с тем, что метод изучения идентификации эмоций не для всех шкал предлагает понятную последовательность подсчета показателей, в связи с чем количественный анализ бывает невозможен, Анна проявила вдумчивость, находчивость и научную смелость, фактически изобретая варианты качественно-количественного анализа данных. Полученные результаты получились достаточно интересными. Особенно обращает на себя внимание тот факт, что дети с опытом депривации превосходят своих семейных сверстников в восприятии негативных эмоций и что при оценке эмоциональных выражений эти дети лучше справляются с оценками по схемам лица, а не по фотографиям людей. Так же любопытным результатом является то, что в обеих группах детей – как с опытом депривации, так и без такового, встречаются дети, социальное поведение которых оторвано от эмоционального опыта и не связано с восприятием, пониманием своих и чужих эмоций. Данный факт подчеркивает, что как среди детей с очевидно неблагополучным опытом и проживающих в учреждении, так и среди детей нормативной выборки, есть те, которые испытывают эмоциональные дефициты, что, вероятно, не позволяет им эффективно выстраивать отношения со сверстниками. Квалификационная оценка работы. Дипломная работа А.Ю. Бурдюг «Особенности эмоциональной идентификации и индивидуального социального поведения у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях депривации», выполненная под руководством к.пс.н., доцента М.Ю. Солодуновой, является завершенной научно-квалификационной работой, в которой проведено изучение взаимосвязи эмоционального развития и характеристик социального поведения детей с опытом депривации, что является несомненным вкладом в существующие представления о влиянии травматического детского опыта на психологическое функционирование человека. Исследование полностью соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам, а его автор Бурдюг Анна Юрьевна заслуживает оценки «отлично». Учитель-дефектолог СПб ГКУЗ «Специализированный психоневрологический дом ребенка №13 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга» Полянская И.В.