Рецензия на дипломную работу Алексеева Андрея Алексеевича, на тему: «Переживание перехода из юношеского во взрослый спорт у гребцов академической гребли» по специальности 030302 «клиническая психология», специализация «психология кризисных и экстремальных ситуаций» выпускника факультета психологии по кафедре психологии кризисных и экстремальных ситуаций фГБУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ) Научный руководитель – доцент Шклярук С.П. Актуальность проведенной работы достаточно высока, не смотря на большое количество работ посвященных кризисам спортивной деятельности и связан с постоянным ростом нагрузок, как физических, так и психологических необходимых для успешной спортивной деятельности во всех видах спортивной деятельности, в том числе и академической гребли. Автор акцентирует внимание на мотивационно-волевой сфере, которая является одним из ведущих факторов определяющих напряженность, выполнение тренировочной нагрузки, устойчивость взаимоотношений в команде и взаимосвязи «тренер»- «спортсмен». Интерес представляет оценка организации психологического обеспечения спортивной деятельности в форме кризисного консультирования спортсменов. Новизна результатов исследования заключается в получение данных о состоянии мотивационно-волевой сферы и влияние психологического сопровождения в форме кризисного консультирования в период переживания кризиса перехода от юношеского во взрослый спорт у гребцов академической гребли. Обзор литературы включает 5 разделов и посвящен анализу научной литературы психологии перехода из юношеского во взрослый спорт спортсменов –гребцов, анализу психолого-педагогических подходов к изучаемой проблеме, дается определение и рассматривается понятие кризиса в спортивной карьере, акцентируется внимание на психология кризиса подросткового возраста, рассматриваются особенности перехода из юношеского во взрослый спорт у спортсменов -гребцов и описываются психологической помощи спортсмену- гребцу в период перехода из юношеского во взрослый спорт. Обзор изложен на 50 листах компьютерного текста. Написан достаточно грамотным литературным языком, автор в целом познакомился с изучаемой проблемой, процитировано около 59 современных работ, хотя не все процитированные авторы отражены в списке литературы. Заканчивается обзор выводами, в которых автор кратко представил содержание обзора и оформил в виде тезисов свое видение проблемы, основанной на изучении современной научной литературы. В главе «Методы и организация исследования» (с.56) представлены предмет и объект исследования, цель и задачи, которые автор планирует решить в ходе исследования, гипотеза исследования, описана выборка и методы исследования, принципы выделения экспериментальной и контрольный группы. Объем выборки 50 гребцов академической гребли достаточный для получения достоверных результатов. Сказано, что для анализа использовались программа SPSS, однако конкретные методики анализа не приведены, что затрудняет ориентацию в полученных результатах. Собственный материал, выполненный автором, изложен в главе «Результаты исследования и их обсуждение» (с.59-75). . Это описательные статистики и обсуждение результатов. Изложение материала иллюстрировано 8 рисунков и 14 таблиц. К сожалению рис 7 и 8 в присланном материале потерян, хотя приводится их описание. По всем изучаемым параметрам автором при анализе данных результатов исследования даны как правило адекватные комментарии, что говорит об ориентации его в анализируемых данных, однако они носят констатирующий характер, не всегда позволяющие понять логику принятие решения. Заканчивается глава выводами, логично вытекающими из поставленных автором задач исследования (с.74-75). Выводы аргументированы проведенным исследованием и анализом полученных результатов. Гипотеза, выдвинутая автором в начале исследования, подтвердилась. Автором изучено и проанализировано 59 источников литературы, , что позволило ему хорошо ознакомиться с проблемой, проанализировать полученный материал и сформулировать заключение по результатам проведенной работы В заключении приводятся результаты исследования, анализируются полученные результаты (с.75-78). Делается заключение о целесообразности проведения данного исследования и соответствии полученных данных имеющимся в литературе. Часть заключения в части ролевых установок в системе «спортсмен-тренер», стиля управления, три основных линии взаимодействий: в системах «спортсмен-тренер», «спортсмен-спортсмен» и «спортсмен-соперник», носят декларативный характер не вытекающий из полученных данных по-видимому отражая личный опыт и включенность автора в спортивную деятельность. Необходимо сделать замечание- исследовался период перехода из юношеского во взрослый спорт, описанный автором кризис подростковости связан и затрагивает этот переход, но обычно заканчивается раньше, имело бы смысл обратить внимание в анализе литературы на переживание кризиса ранней взрослости. Метод «среза» позволяет проанализировать продукт переживания кризиса перехода от юношеского к взрослому спорту, сформированность в результате этого кризиса мотивационно-волевой, мотивационной сферы, саморегуляции, влияние психологического сопровождения тренировочного и соревновательного процесса на этот процесс, эмоционально-поведенческую, однако было бы интересно рассмотреть динамику процесса переживания, что может стать темой дальнейшего этого исследования. В изложенном материале отмечаются наличие стилистических погрешностей, наличие ошибок, однако в целом работа написана достаточно грамотным литературным языком, читается легко, с интересом. Большое количество цитируемой литературы затрудняет восприятие авторского анализа и интерпретацию предлагаемых подходов и известных фактов и снижает оригинальность текста. Эти замечания не принципиальны и не могут влиять на качество выполненного исследования. Заключение Представленная на рецензию дипломная работа А.А. Алексеева на тему Переживание перехода из юношеского во взрослый спорт у гребцов академической гребли » по специальности 030302 – клиническая психология, специализация «психология кризисных и экстремальных ситуаций», выпускника факультета психологии по кафедре психологии кризисных и экстремальных ситуаций, выполненная под руководством Шклярука С.П. является законченной квалификационной работой. Оформлена работа в соответствии с требованиями, предъявляемыми к таким видам работ, и заслуживает оценки «хорошо». Автор А.А. Алексеев, выполняющая данное исследование, является квалифицированным выпускником с достаточным запасом компетенций, включая и профессиональные, сформированные в процессе обучения в университете. Рецензируемая работа может быть представлена к открытой защите. Рецензент Доцент кафедры физвоспитания СПбГУПТД Кандидат психологических наук Дубенюк В.В.