Рецензия на выпускную квалификационную работу бакалавра лингвистики Лу Дунсюя "Особенности функционирования безличных предложений в произведениях Ф.М.Достоевского и С.Довлатова" Рецензируемая работа посвящена безличным предложениям, рассматриваемым в их связи с русской ментально-языковой картиной мира, отражённой в художественной прозе двух писателей разных эпох. Безличные предложения как основной способ выражения категории безличности в русском языке всегда привлекали особое внимание исследователей русского синтаксиса в силу своей национально-языковой уникальности и структурного разнообразия. Многими лингвистами постулируется мысль об обусловленности таких предложений определёнными чертами мировосприятия, свойственными русскому сознанию, а именно о том, что неучастие субъекта как активного деятеля в структуре предложения соотносится с некоторым национальным фатализмом, представлением о непостижимости, неподконтрольности, независимости окружающего мира по отношению к человеку и его воле и действиям и со смирением последнего перед этими обстоятельствами. (В конце ХХ в.эти идеи особенно активно развивались Анной Вежбицкой и её поcледователями). При этом единой классификации безличных предложений нет. Естесственно, что понимание и использование в речи таких предложений вызывает у иностранных учащихся определённые трудности, что связано прежде всего с отсутствием эквивалентных соответствий в их родном языке. Поэтому актуальность темы представленной нам работы несомненна. Автором чётко определены задачи исследования. Нельзя не признать удачным выбор материала - это такие произведения, как "Двойник" Ф.М.Достоевского и "Зона" С.Довлатова. Разумеется, это писатели очень разные по своей поэтике и по стилю, не говоря о принадлежности к разным эпохам, но тем интереснее проанализировать функционирование и семантику одних и тех же синтаксических явлений на столь различном языковом материале. Структура работы логична и хорошо отражает все аспекты описания материала. Лу Дунсюй демонстрирует хорошее владение научным стилем речи, грамотное использование аппарата ссылок. Безусловным достоинством дипломного сочинения является содержательное и обстоятельное освещение в первой главе основных теоретических вопросов, относящихся к предмету исследования: автор уделяет внимание односоставным предложениям, подробно рассматривает безличные предложения, в том числе отдельно и последовательно - безличные предложения с модальными глаголами, безличные предложения, характеризующие действие, состояние человека или животного, состояние окружающей среды. Во второй главе представлен анализ особенностей безличных предложений, обнаруженных в материале исследования. Автором описываются предложения со значением психического состояния человека, физического состояния человека, состояния природы и некоторые другие типы безличных предложений. В собственно практической части работы хочется отметить особенно удавшийся автору анализ отрывков из текста "Двойника" и вывод о том, что широкое употребление безличных предложений здесь служит для психологической характеристики персонажа - господина Голядкина, который не сам производит какие-либо действия, а с ним что-то делается (с.36). Таким образом писателем передаётся стихийность, неуправляемость действий героя, а также распадение его сознания (с.35). Наблюдения автора также подтверждают, что безличные предложения тесно связаны с субъективной модальностью. Раздел, отражающий наблюдения над примерами из С.Довлатова, также представляется небезынтересным, особое внимание привлекает вывод о типологическом сходстве и различиях в ситуации раздвоения сознания героев у каждого из писателей. Представляется, что заявленные задачи исследования вполне убедительно реализованы. Проверка на текстовые заимствования программой SafeAssign выявила 14% текстовых совпадений. В результате анализа протокола проверки было установлено, что отмеченные текстовые совпадения представляют собой: а) общеупотребительные фразы научной речи; б) корректно оформленные цитаты из научной литературы и источников иллюстративного материала; в) имена ученых, библиографические описания публикаций; г) элементы нумерации. При анализе работы возникли следующие замечания. 1. Гипотеза исследования в рамках данной работы представляется слишком глобальной. Предположение о том, что "безличные предложения к концу 20 века становятся менее частотными в русской прозе и утрачивают ряд своих стилистических функций, например стилеобразующую", вряд ли доказуемо на основании анализа всего двух произведений всего двух писателей, а потому неправомерно. 2. Во введении указывается, что собранный материал составляет более 100 примеров. Конечно, хотелось бы узнать точное их количество. Также думается, что в работе была бы очень уместна сводная таблица, отражающая статистические данные по каждому из типов безличных предложений и их распределение по текстам каждого из писателей. 3. В работе допущена некоторая небрежность, проявившаяся, кроме ряда опечаток и ошибок, в частности, в том, что параграф 2.4 в оглавлении называется "Другие типы безличных предложений", а в самом тексте - "Безличные предложения с модальными глаголами". Также на с.50 читаем: "В "Двойнике" Ф.М.Достоевского безличные предложения со значением состояния природы встречаются в повести 10 раз". И далее следуют 12 довлатовских примеров - явная невнимательность автора, перепутавшего части своего текста. Отзыв хотелось бы завершить вопросом: принадлежит ли термин "семантический рупор", упомянутый в одной из задач исследования ("описать семантические рупоры безличных предложений") автору ВКР или же он заимствован у кого-либо из лингвистов? В целом выпускная квалификационная работа Лу Дунсюя является завершённым исследованием, соответствует требованиям, предъявляемым к работам этого уровня, и заслуживает хорошей оценки. К.ф.н., ст.преп. кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания СПбГУ Е.К. Роднева