РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу Д. А. Чернеги «Культурное противостояние хасидов и ортодоксов в России в первой четверти XIX века». Работа Д. А. Чернеги «Культурное противостояние хасидов и ортодоксов в России в первой четверти XIX века» посвящена важной и интересной теме, касающейся вопроса культурной самоидентификации русских евреев преимущественно в эпоху императора Александра I. Автор рассматривает изменения в социальной стратификации еврейского общества, связанные с развитием хасидизма, а позднее – и влиянием Гаскалы. Справедливо ее утверждение о том, что эти движения создали новые источники авторитета и влияния, новые культурные традиции в еврейской среде. В рамках хасидизма зародились новые жанры еврейской литературы, хасидизм серьезно повлиял на быт и внутренний уклад еврейской общины. В своей работе Д. А. Чернега показывает и доказывает, почему традиционная еврейская община, представленная приверженцами раввинизма и ортодоксального иудаизма, не приняла систему ценностей, предложенную хасидизмом, развернув кампанию по борьбе с этим движением. В работе аргументировано говорится и о причинах, заставивших императорское правительство, первоначально признавшее легитимность «хасидской секты», ограничить влияние хасидов и их лидеров на жизнь еврейской общины России. В сложных внешнеполитических условиях российское правительство по своему логично решило поддержать традиционные институты еврейской жизни. В тот период оно, очевидно, не было заинтересовано в интеграции евреев, поддерживая еврейскую обособленность в качестве традиционной еврейской ценности. Но дело было не только в этом. Важнее было то, что разрушение обособленности, в складывавшихся условиях могло вести к утрате еврейской идентичности. Хасиды это поняли и поэтому противодействовали лидерам Гаскалы. В этой связи следует заметить, что если первые лидеры Гаскалы первоначально действовали в рамках еврейской традиции, то позднее многие из них перешли в христианство. «Хасиды, – пишет Д. А. Чернега, – и их идейные противники миснагеды поняли опасность, которую несут идеалы Просвещения еврейскому обществу и сумели объединиться ради борьбы с Гаскалой». В целом, следует сказать, что исследование Д. А. Чернеги выполнено на высоком профессиональном уровне, ею качественно проработаны русскоязычные источники по теме и литература. Работа написана хорошим языком, выводы аргументированы. Полагаю, что выпускную квалификационную работу Д. А. Чернеги следует оценить на «отлично». Доктор исторических наук, профессор С. Л. Фирсов