Рецензия на выпускную квалификационную работу Вайнеровой Елизаветы Владимировны "Дискурсивные характеристики экзаменационного ответа задания по академическому письму (на материале формата IELTS)" Выпускная квалификационная работа Вайнеровой Елизаветы Владимировны "Дискурсивные характеристики экзаменационного ответа задания по академическому письму (на материале формата IELTS)" посвящена актуальной проблеме изучения и практического применения материалов письменных заданий экзамена IELTS как наиболее известной и востребованной в данное время системы оценки знания английского языка Самые современные материалы письменного тестирования описываются с точки зрения их дискурсивных характеристик, что предусматривает их комплексное изучение в плане исследования их лингвистического, прагматического и лингводидактического аспектов. Данная работа общим объемом 56 стр. состоит из Введения, 2-х глав, Заключения списков научной литературы (41. из них 7 на английском языке) и сокращений. В работе приводится 78 примеров из собранных 197 образцов написания письменных тестовых заданий IELTS двух видов - краткого описания и эссе. 1-ая глава посвящена изучению основных положений теории дискурса. В ней подробно разрабатываются такие вопросы как современное определение дискурса, его организация, параметры, типология, тематические аспекты, коммуникативно-прагматические характеристики письменного дискурса, понятие и основные аспекты лингводидактической тестологии. На с. 6 на основании приводимых различными исследователями мнений о понятии дискурса автором работы принимается точка зрения, что дискурс имеет комплексную природу, принимая во внимание его отношение к тексту, прагматическому содержанию и процессу коммуникации. На с. 9 дается собственное определение дискурса экзаменационного ответа на письменное задание IELTS как особого рода регламентированного взаимодействия экзаменатора и зкзаменуемого, обладающего сложной и специфической коммуникативно-прагматической организацией. Автор выделяет (с. 10) такие важные для последующего практического исследования аспекты данного типа дискурса как интенциональность, ориентированность, регламентность, шаблонность, стратегичность и ограниченность во времени. На с. 14 исследуемый в работе дискурс характеризуется как статусно-ориентированный, поскольку он охватывает когнитивные, социальные и культурологические аспекты. На сс.15-16 раскрываются специфические черты его организации, определяемые целями и задачами тестирования, которое является важнейшей составляющей организации и мониторинга образовательного процесса. Приводимые на с. 19 выводы по главе 1 четки и хорошо структурированы, в них отражено основное содержание теоретических положений и тех промежуточных выводов. которые присутствуют в конце подразделов и которые, несомненно, релевантны для последующего самостоятельного анализа материала. Глава 2 посвящена дискурсивному описанию письменных заданий IELTS. Здесь рассматриваются задания, написанные на прецендентные тексты и шаблоны и эссе на определяемую заданием тему. Автор демонстрирует глубокое знание содержания и структуры письменных тестов IELTS и дидактических материалов и рекомендаций по из выполнению. Примеры описываются и характеризуются с точки зрения их композиции, используемых лексических и грамматических средств, стилистики, соответствия заданному дискурсивному типу, а также стратегий, ведущих к достижению успешного результата. Содержание этой главы имеет как научную, так и учебно-методическую ценность и может быть использовано при написании пособий по подготовке к прохождению письменных тестов IELTS. Выводы по главе корректны и соответствуют представленному в ней дискурсивному анализу материала. Заключение подводит итоги всего проведенного исследования. Замечания и вопросы: 1. Во Введении (с.4) представляются не вполне корректными относительно друг друга формулировки объекта и предмета исследования. Что имеется ввиду под "дискурсом описания материалов" и " дискурсивным описанием письменных заданий IELTS? 2. На с. 20 отмечается, что в исследуемом материале встречаются примеры неудачно написанных сочинений и сопровождающие их комментарии преподавателей, но в приведенных примерах обнаружены лишь комментарии (с.35 и с.48). Представляется, что примеры текстов, демонстрирующие нарушения правил выполнения тестов и ошибки были бы необходимым и полезным иллюстративным материалом для изучения и комментирования с точки зрения их типологизации и возможных рекомендаций по их устранению. 3. В оформлении списка электронных ресурсов отсутствуют ссылки на даты посещения. Приведенные замечания не снижают общее благоприятное впечатление от работы. ВКР Вайнеровой Елизаветы Владимировны "Дискурсивные характеристики экзаменационного ответа задания по академическому письму (на материале формата IELTS)" соответствует всем требованиям, предъявляемым такого рода работам обучающихся в бакалавриате и заслуживает положительной оценки. Рецензент к.ф.н., доц. Цвинариа М.Е.