ОТЗЫВ научного руководителя о выпускной квалификационной работе Пищиковой Марии Викторовны на тему «Языковая ресоциализация детей мигрантов в школах Санкт-Петербурга», представленной по направлению 040100  «Социология», профиль «Общая социология» Выпускная квалификационная работа Марии Викторовны Пищиковой выполнена не просто на актуальную для современной социологии тему – эта тема по-настоящему злободневна. И российские, и западные СМИ переполнены новостными и дискуссионными материалами, касающимися социальных проблем, вызванных новым «переселением народов». На дискуссионных площадках в Интернете тема миграции и мигрантов способна возникать практически по любому поводу. И один из ключевых сюжетов этой темы – культурные барьеры, препятствующие эффективной интеграции мигрантов в принимающих сообществах. Лишним будет развернуто аргументировать, что именно от социологов общество ждет решения этого вопроса. А работа М.В. Пищиковой нацелена как раз на это, причем для исследования выбран очень непростой аспект, связанный с интегративными процессами детей-мигрантов. Возникает закономерный вопрос: почему фокус сделан именно на языковой ресоциализации? Ответ на него содержится в текстах, которые относятся, скорее, к философской, чем социологической области знания – автор ВКР приложила определенные усилия для освоения фундаментальных закономерностей функционирования языка и сознания, представленных в работах таких мыслителей как М.Бахтин и М.Мамардашвили (хотя этот материал и не представлен в тексте ВКР в достаточном объеме). Язык – основа социальной интеракции, поэтому языковые барьеры, особенно у детей, формируют фундаментальные основы дезинтеграции современного социума. Методологически исследование ВКР построено на пересечении концепций маргинальной личности Р.Парка и стигматизации И.Гофмана. Языковая стигматизация мигрантов – интересная, хотя и спорная методологическая гипотеза, которая имеет перспективы, выходящие далеко за пределы этой ВКР. Социологическая проблема здесь заключается в непроизвольной атрибуции уровню освоения языка свойства репрезентировать широкий спектр социально значимых параметров – от уровня интеллектуальных способностей и деловых качеств до дружелюбности и качеств моральных. Человек, не владеющий языком принимающего сообщества, всегда воспринимается им с недоверием. А для детей последствия такой стигматизации катастрофичны, т.к. фактически лишают их возможности интегрироваться на новом месте при условии уже состоявшегося разрыва с сообществом-донором. Сказанное выше очень хорошо иллюстрируют материалы российских СМИ, анализ которых выполнен на первом этапе подготовки ВКР. Уже в заголовках доминируют панические и недружественные детям-мигрантам настроения. Фактически СМИ выражают «витающую в воздухе» идею исключения детей-мигрантов – раз не знают они нашего языка, так и учить их бесполезно. Но вот социологические исследования, которых хоть и немного, но все-таки есть, дают обратные результаты. Их выводы гласят, что процесс интеграции детей-мигрантов происходит эффективно, в т.ч. и на уровне освоения русского языка. Здесь М.В. Пищикова столкнулась с интересным явлением, когда позиция научного сообщества и общественности значительно расходятся. На мой взгляд, проблема заключается в избирательности социологических техник рекрутирования участников исследования. В случае с детьми-мигрантами эффект такой избирательности оказывается значителен – проблемный контингент не попадает в поле зрения исследователя. Надеюсь, автору ВКР удалось отчасти приблизиться к решению этой проблемы в своем собственном исследовании. Работа М.В. Пищиковой представляет собой самостоятельно выполненное, законченное исследование, посвященное актуальной проблеме и выполненное на уровне требований, предъявляемых к ВКР бакалавров, проходящих подготовку по направлению «Социология». Анализ текста не выявил заимствований материалов других авторов без ссылок на них и не оформленных надлежащим образом, что позволяет признать данную ВКР самостоятельно выполненным исследованием. Работа М.В. Пищиковой заслуживает высокой оценки, а ее автор – присвоения степени бакалавра социологии. Научный руководитель к.с.н., доцент кафедры прикладной и отраслевой социологии Н.В.Соколов