РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу Полуяновой Ксении Николаевны выпускницы направления «Социология» профиль «Общая социология» научный руководитель: к.ф.-м.н., доцент С.В. Рассказов на тему: «Управление инновациями в коммерческой организации» Выпускная квалификационная работа затрагивает важную и перспективную проблему исследования инноваций и управления ими. Опыт богатых экономически развитых стран мира показывает, что внедрение инноваций повышает конкурентоспособность компаний, способствует долгосрочному устойчивому развитию и снижению в них социальных конфликтов. Однако в России этот резерв повышения общего благосостояния пока слабо востребован. Среди причин этого – «рассеянность» социологического знания о природе инноваций в научной литературе и недостаток сведений о реальных практиках (причем, не только удачных) управления ими в современных коммерческих организациях. Таким образом, тема ВКР К.Н. Полуяновой представляется нам актуальной. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения и приложений. Во Введении обоснована актуальность темы, сформулированы цель и задачи исследования. Все положения изложены достаточно ясно и четко. Первая глава включает теоретико-методологические основы изучения инноваций. В ней сначала подробно раскрывается междисциплинарный характер инноваций и приводятся соответствующие различным взглядам (экономическому, менеджериальному, социологичекому) их определения, классификации и типы. Затем дается социологическое обоснование управления инновациями. В ходе анализа автор использует работы И. Шумпетера, П Друкера, А.И. Пригожина, П. Сорокина, Т. Парсонса, Р. Мертона, Дж. Александера и Р. Дарендорфа и других ученых. При социологическом осмыслении проблемы инноваций используются, главным образом, положения структурного функционализма, неофункционализма и теории конфликта. Показана их связь с организационной культурой, поддерживающей инновации. В целом, содержание главы обеспечивает качественную теоретико-методологическую базу для двух следующих частей исследования. Во второй главе из множества «граней» общей проблемы автором выделены вопросы, связанные с инновационной восприимчивостью, сопротивлением инновациям, их основными причинами и способами управления ими в коммерческой организации. Анализ системы управления инновациями в коммерческой организации выполнен на основе деятельностного подхода. Рассматривается важная роль доверия в процессе инновационной деятельности. Раскрываются зависящие от специфики коммерческого предприятия основные стратегии управления нововведениями. Третья глава является оригинальной и содержит материал, представляющий несомненный практический интерес. В этой части ВКР выполнено исследование системы управления инновациями разных видов в двух коммерческих компаниях (сети розничных магазинов и коммерческом банке). В них изучены уровень инновационной восприимчивости и сопротивления инновациям сотрудников, а также выявлены основные проблемы при их внедрении. Важно, что полученные данные характеризуют мнение как рядовых, так руководящих работников. По результатам исследования сформулированы управленческие рекомендации. В заключении сформулированы основные результаты работы. Возможно, здесь не следовало бы приводить ряд пояснений, поскольку они уже были сделаны ранее. В приложениях приведены программа исследования, анкеты и гайды интервью, использованные при опросе работников и руководителей, а также некоторые не вошедшие в основной текст табличные результаты исследования. Как относительно новая, интересная и мало изученная проблематика в социологии, тема управления инновациями в коммерческой организации является непростой и поэтому вполне естественно возникают некоторые вопросы, которые следует понимать скорее как пожелания, чем как замечания: 1. Автор ВКР справедливо отмечает, что «инновации и их внедрение в организации также представляют собой определенного рода конфликт, а именно конфликт между существующими технологиями, стабильной структурой, ценностями и т.д. и их изменениями». Операционализацией сказанного, на наш взгляд, может быть изучение противоречий целей организации и ценностей сотрудников (терминальных и инструментальных целей – ценностей) с использованием сетевого анализа. Однако эта исследовательская линия не была подробно проработана. То же можно сказать о риске, который неизменно сопровождает процесс инновации. 2. В работе несколько поверхностно используется понятие эффективности. Например, во второй главе, говоря об «эффективном результате в системе управления инновациями», не приводится каких-либо формализующих эффективность показателей (аналогично в третьей главе). 3. В социологическом исследовании, представленном в третьей главе, используются качественные методы исследования и преимущественно дескриптивная статистика. В вопросах анкет и гайдов обращает на себя внимание значительная «менеджериальная» направленность. На наш взгляд, приведенные в главе результаты выглядели бы более убедительно, если дополнить их анализом на основе таких количественных методов, как, например, факторный анализ. Высказанные замечания не снижают в целом высокий содержательный уровень выпускной квалификационной работы. Работа интересная и оставляет хорошее впечатление. В данном исследовании автором сформулирована общая проблема управления инновациями, которая затем была успешно конкретизирована применительно к коммерческой организации. Проблема изучена теоретически и непосредственно в российских компаниях, даны предложения по ее решению. ВКР Полуяновой Ксении Николаевны на тему «Управление инновациями в коммерческой организации» отвечает требованиям СПбГУ к выпускным квалификационным работам, заслуживает высокой положительной оценки, а ее автор – Полуянова К.Н. достойна присуждения звания «бакалавр социологии». Рецензент: Профессор кафедры прикладной и отраслевой социологии, д.с.н. П.П. Дерюги «10» мая 2016 г.