Отзыв рецензента на выпускную квалификационную работу Цветковой Алины Юрьевны на тему «Антропологические аспекты вынужденной миграции» Тема работы Алины Юрьевны весьма актуальна для сегодняшнего дня, поскольку мы имеем возможность наблюдать разбираемый в работе феномен в режиме реального времени. В связи с этим, попытка разобраться с сущностными чертами вынужденной миграции, а также попытка разработать типологию форм вынужденной миграции, может только приветствоваться. Также нужно отметить попытку рассмотрения специфики психологических переживаний, характерных для вынужденных мигрантов и их отличий и сходств с переживаниями мигрантов добровольных. Также достаточно интересным выглядит использование примеров из Священного Писания или истории античности (Древний Рим), поскольку эти примеры могут служит еще и источником специфического кода восприятия и рамок осмысления самой ситуации вынужденной миграции, хотя в самок работе они предложены только как свидетельства. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Тематическое деление глав выглядит вполне логичным. В первой главе предпринимается попытка создания типологии вынужденной миграции и выделяется несколько ее типов: беженцы, миграция по принуждению, изгнание и ссылка. Данная типология выглядит вполне обоснованной и логичной и, в целом, исчерпывает все возможные варианты вынужденной миграции. Отдельно следует отметить то, что Алина Юрьевна не ограничивается лишь описанием и примерами, иллюстрирующими типы вынужденной миграции, но и обращает внимание на ее социальные и культурные последствия (не во всех случаях негативные), приводящие к социокультурной трансформации тех обществ, в которых оказались вынужденные переселенцы. Вторая глава посвящена разбору психологических аспектов миграции, в целом, и вынужденной миграции, как ее специфической формы. Отдельно в главе разбираются вопросы адаптации к новым условиям, а также проблемы идентичности, возникающие у вынужденных переселенцев. Справедливо обращается внимание на то, что, если, в целом, психологические особенности адаптации мигрантом схожи, тем не менее, в случае вынужденной миграции, переживания переселенцев носят более острый и болезненный характер. В целом работа производит весьма благоприятное впечатление своей внутренней логичностью и продуманностью. Тем не менее, необходимо отметить и ряд ее недостатков. В первую очередь, хотелось бы коснуться примеров, приводимых в работе. Ни в коем случае не оспаривая обоснованности тех примеров, что присутствуют в работе, хотелось бы обратить внимание на то, что, в отношении разбираемого феномена, очень богатой на примеры самых разных форм вынужденной миграции является история СССР, особенно период с 1933 по 1953 годы. Также, на мой взгляд, было бы интересно привести примеры из истории, так называемого, «махаджирства», то есть вынужденного выселения из мест постоянного проживания представителен коренного населения Северного Кавказа в период Кавказской войны XIX века. К сожалению, в работе нет примеров из нашего недавнего прошлого, что, на мой взгляд, определенным образом искажает картину. Еще один аспект, который, на мой взгляд, можно было бы разобрать, это ситуацию возвращения вынужденных мигрантов и те проблемы, с которыми они сталкиваются, соприкоснувшись с неперемещенными ранее местными жителями. Важно, что подобные ситуации могут стать источников тяжелых и, зачастую, кровавых конфликтов. Определенные претензии вызывает оформление работы. Далеко не для всех приводимых в работе примеров даются корректные ссылки на литературу. В приводимых местах из Священного Писания также не даются принятые в литературе обозначения книг и глав. Тем не менее, несмотря на указанные недостатки, работа вполне соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам по специальности «философия» и заслуживает положительной оценки. Отзыв составил ст. преп. Кафедры философии и культурологии Востока СПбГУ, к.филос.н. Зельницкий А.Д.