Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу М. А. Петровских на тему: Проза Н. В. Успенского 1858–1862 гг. и «разрушение эстетики» Работа М. А. Петровских посвящена теме, которая на первый взгляд кажется исключительно скучной. Проза Н. В. Успенского, если забыть о поразительной и чудовищной биографии этого писателя, вряд ли может привлечь современного читателя. Однако в действительности перед нами работа поразительно злободневная, причем злободневность эта возникает не в силу отказа исследовательницы от исторического подхода, а в силу близости литературного движения 1860-х гг. к современности. М. А. Петровских стремится проанализировать литературные взгляды Чернышевского, тесно связанные с прозой Успенского, которому Чернышевский посвятил свою последнюю литературно-критическую статью, как своеобразную «антиэстетику». Ее интересует в первую очередь не социально-политическая, идеологическая сторона взглядов литераторов середины 19 века, а своеобразное содержание того проекта, который они пытались реализовать в литературе. Перед нами радикальное левое искусство, создатели которого принципиально отказываются от создания художественных образов, типизирующих обобщений, миметической достоверности и многих других литературных условностей. Поставленный таким образом, вопрос об Успенском становится исключительно сложен. Для его анализа требуется не только сопоставить прозу Успенского и его предшественников, таких как Тургенев, Даль и Писемский. Необходимо также внимательно разобраться в том, что нового увидели современники, привыкшие к романтической эстетике русской критики 1830–1850-х гг., в его рассказах. Здесь необходим пристальный анализ разбросанных по разным изданиям статей об Успенском. Наконец, необходимо ориентироваться в эстетических категориях, как 19 века, так и современных. В работе М. А. Петровских читатель может увидеть множество ссылок на Жан-Поля Рихтера, Гегеля, Шеллинга, а рядом с ними — на В. Изера, М. Риффатера, и это не беспорядочная каша, а попытка самостоятельно работать с этими авторами, демонстрировать, до какой степени их философия применима к тем или иным художественным произведениям и что сама эта применимость или неприменимость позволяет сказать о природе этих произведений, о том, каким образом их авторы вообще воспринимали литературу и литературность. Читать работу М. А. Петровских не всегда легко. Причина тому — исключительная сложность и многоаспектность затрагиваемых ею проблем, для бакалаврской работы совершенно неожиданных. Работа М. А. Петровских — это оригинальное научное исследование, которое может быть допущено к защите. Все выявленные электронными системами совпадения ее текста с другими работами случайны и ни в коей мере не свидетельствуют о наличии в ней неправомерных заимствований. Работа заслуживает высочайшей оценки. Результаты исследования апробировались на студенческих конференциях СПбГУ в 2015 и 2016 гг. и на конференции «Текстология и историко-литературный процесс» (МГУ, 2016). к. ф. н. К. Ю. Зубков