Рецензия на выпускную квалификационную работу Е.С. Пухловой «Эмоциональные и коммуникативные особенности младших школьников в связи с использованием ими электронных устройств» Выпускная квалификационная работа Е.С. Пухловой выполнена в рамках актуальной темы – изучения особенностей личностного развития младших школьников. Хотя данной теме в психологии уделено большое внимание, она продолжает оставаться актуальной, ведь прогресс технологий не только открывает новые возможности, но и вызывает обеспокоенность, не приведет ли к негативным последствиям активное использование детьми электронных устройств, как такое увлечение сказывается на развитии личности детей. Данная работа направлена на исследование влияния частоты и длительности использования электронных приложений младшими школьниками на их эмоциональную и коммуникативную сферу. Выбранная тема является актуальной и весьма интересной, а также имеет практическую значимость. Понимание особенностей эмоционального и коммуникативного развития современных младших школьников позволит определить новые пути психологической помощи детям и их родителям. В литературном обзоре автор дает развернутую характеристику младшего школьного возраста, раскрывает особенности эмоциональной и коммуникативной сферы младших школьников, приводит результаты исследований. В отдельном параграфе рассматриваются исследования, направленные на изучение влияния увлеченности электронной техникой на развитие детей. В целом литературный обзор информативен и представляет собой логично выстроенную главу. Цели, задачи исследования, характеристика испытуемых изложены во второй главе. Основная цель исследования заключается в выявлении эмоциональных и коммуникативных особенностей младших школьников двух групп: часто использующих электронные устройства и редко использующих их. Бесспорным достоинством работы является большой объем выборки – 84 человека. В исследовании приняли участие 42 ученика третьих классов, из них 23 мальчика и 19 девочек, и их родители (42 человека). Методы соответствуют цели и задачам, а также возможностям младших школьников. Использована авторская развернутая анкета. Среди методов математической статистики применялись корреляционный и дисперсионный анализы. Все это позволило автору получить интересные и надежные результаты. В эмпирической части последовательно изложены полученные данные. Сначала проводится подробный анализ результатов анкетирования, затем показателей методик с учетом пола детей, и по группам, часто и редко использующих электронные устройства. Далее изложены результаты корреляционного анализа. Данные представлены в таблицах и рисунках и корректно изложены. Исследование позволило автору получить важные интересные результаты. В целом, выявлено, что чем чаще ребенок пользуется электронными устройствами, тем менее у него выражены негативные эмоциональные особенности, и он испытывает меньше проблем в общении. В работе представлен продуманный психологический анализ полученных результатов, в каждом параграфе есть обобщение, что позволило автору сформулировать содержательные общие выводы, соответствующие целям, задачам и гипотезе. Замечаний нет. Выпускная работа выполнена с использованием современных методов исследования и обработки экспериментального материала, в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к исследованиям такого типа, и может быть оценено на «Отлично». Рецензент, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии Трошихина Е.Г.