Отзыв Рецензента проф., д.ф.н. Соколова Б.Г. на выпускную квалификационную работу Сильяновой Ирины Владимировны «Влияние философии М. Фуко на философско-культурологическую мысль США» Французская философская и культурфилософская мысль двадцатого столетия интеллектуальный ориентир не только для отечественного философствования, она, благодаря своему богатству, вариативности, глубине и бесконечной оригинальности привлекала и привлекает внимание во всем мире, в том числе в странах, находившихся под сильным влиянием аналитической традиции, каковой фактически являются США. Возможно, определенный тупик в движении внутри аналитической мысли, а также поиск новых альтернатив заставлял и заставляет американских исследователей обращать свое внимание к философским и культурфилософским исследованиям в Германии и во Франции. Конечно, резонов, по которым происходит подобная интеллектуальная переориентация довольно много и они не могут быть редуцированы к вышесказанным, здесь могут присутствовать и продуктивность методологий и даже определенная мода на французскую культуру, но фактом является подлинный и плодотворный интерес, которым удостаиваются, прежде всего, работы и идеи французских мыслителей. А потому актуальность прояснения этой ситуации не вызывает сомнения, вот разве что прописанное в самом начале выпускной квалификационной работы Сильяновой Ирины Владимировны - «Исследование влияния философии Фуко на философско-культурологическую мысль США» актуально потому, что Америка постепенно становится деловым, политическим, экономическим, культурным центром мира, а следовательно, у нее есть все шансы стать и законодательницей интеллектуальной моды» (стр.4) - несколько преувеличено, с одной стороны, и приуменьшено, с другой. США – уже давно деловой, политический и экономический центр мира, правда в последнее время подобный статус несколько «омрачен» другими «игроками» в экономической и политической сферах. Так же как рецензент позволит посомневаться себе в том, что США есть культурный центр мира и обладает шансом стать законодателем интеллектуальной моды. Тем не менен, выпускная квалификационная работа Сильяновой Ирины Владимировны «Влияние философии М. Фуко на философско-культурологическую мысль США» посвящена анализу в целом довольно актуальной для историко-философского домена исследований темы влияния идей и философии французского мыслителя Мишеля Фуко на интеллектуальную мысль Американских Штатов. Сразу отмечу, что выпускная квалификационная работа Сильяновой Ирины Владимировны «Влияние философии М. Фуко на философско-культурологическую мысль США» – вполне достойное сочинение, где на достаточном для дипломного проекта профессиональном уровне решены поставленные задачи. Работа написана на достаточном хорошем для дипломника уровне: в ходе изложения автор демонстрирует профессионализм в работе с историко-культурным материалом и умение добротной историко-философской интерпретации рассматриваемых текстов. Работу приятно отличает логичность замысла и ясность поставленных задач. Потому высказанные замечания носят характер рекомендаций и уточнений и не влияют на общее позитивное впечатление от работы. Исследовательский маршрут выпускной квалификационной работы выстроен в целом логично и вполне приспособлен для решения поставленных Сильяновой Ириной Владимировной задач. Прежде всего, в работе во Введении обосновывается актуальность темы и ставятся вполне внятная цель и соответствующие ей задачи. В первой главе «French Theory и восприятие ее идей в США» автор дает общий абрис того, что в исследовательской литературе маркируется как French Theory. Правда есть и одна оплошность в «список» французских философов попадают и те, кто находился под их влиянием: «Из числа французских философов к представителям французской теории можно отнести Луи Альтюссера, Жана Бодрийяра, Симону де Бовуар, Жиля Делеза, Феликса Гваттари, Мишеля Фуко, Жака Лакана, Юлию Кристеву, Клода Леви-Стросса, Жана-Франсуа Лиотара и др. Среди американцев это философское течение представлено Джудит Батлер, Гаятри Чакраворти Спивак, Стэнли Фишем, Ричардом Рорти, Фредериком Джеймисоном, Авиталь Ронелл, Донной Харауэй и т.д. (хотя, как считает Кюссе, отнесение всех этих авторов к французской теории несколько искусственно, но об этом позже). (Стр.6) Рецензент понимает, что имеет место скорее досадный недочет, но все же отмечает, что нужно быть внимательнее в выпускной работе. В данной главе Сильянова Ирина Владимировна пытается не без успеха и убедительности выделить то, что она маркирует как «два Фуко», т.е. то, каким он предстает для американского исследователя и то, каким он «являлся». Без сомнения через то, как видится М.Фуко за океаном, можно многое сказать о самой американской философии. Вторая глава «Влияние философии Фуко на философско-культурологическую мысль США» уже посвящено собственно конкретному анализу влияний Фуко на т.н. «новый историзм» и концепцию американской исследовательницы Джудит Батлер. Сделаем вначале несколько замечаний. Первое относится - опять же – к некоторой небрежности в «оформлении». На стр. 21 и 11 мы видим идентичный текст: «Субъект у Фуко становится под-лежащим, тем, кто испытывает давление со стороны властных структур. Для демаркации субъекта своей концепции Фуко употребляет возвратное местоимение «soi» (наиболее широко этот «термин» используется в «Герменевтике субъекта»). Конечно, видимо дело заключается в элементарной невнимательности, но это не производит позитивного впечатления на рецензента. Несколько вольно, видимо следуя в большей степени интерпретации Джудит Батлер, чем «самому Гегелю», Сильянова Ирина Владимировна говорит о некоторых идеях немецкого философа: «Но у Гегеля субъект отщепляет себя от своего тела. Неизменный мир, в-себе-бытие, отпускает свою телесную версию в переменчивый мир, жертвует ею. Таким образом, это телесное, живущее бытие, не является источником своих собственных действий, поскольку оно не является источником собственного бытия; своей жизнью оно обязано другому бытию (вероятно, отсюда Батлер разовьет фукольдианскую, по ее мнению, идею о душе как тюрьме тела)» (Стр. 29). Я бы посоветовал быть более строгим относительно Гегеля и содержательно и терминологически. Однако, в данной главе дипломант демонстрирует скорее профессионализм и широкую осведомленность в философском и культурном контексте американской и европейской философской мысли, она привлекает и профессионально задействует довольно обширный массив исследовательской литературе и прекрасно осведомлена в идеях анализируемых авторов. Вместе с тем, на пользу работы (и это традиционное пожелание для подобного рода работ) пошло бы, если бы Сильянова Ирина Владимировна несколько расширила круг проблем как относительно Джудит Батлер, так и представителей так называемого «нового историзма», анализ которого чересчур лапидарен. Однако несмотря указанные несущественные замечания рецензент полагает, что Выпускная квалификационная работа Сильяновой Ирины Владимировны -«Исследование влияния философии Фуко на философско-культурологическую мысль США» заслуживает положительной оценки (хорошо), поскольку работа по его мнению, выполнена добротно и на достаточном профессиональном уровне. 10.05.2016 Д.ф.н. Соколов Б.Г. Проф.